Анна Строганова
Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевая социализация (гендерная социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы половой идентичности того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.
Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. (Согласно взглядам ведущих отечественных психологов Даниила Борисовича Эльконина, Александра Владимировича Запорожца)
Публикация «Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщённой форме, в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Игра выступает как способ полоролевой социализации ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение нового отношения ребёнка к действительности.
Главная задача полоролевого воспитания – улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Формирование дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности образовательной деятельности и успешного решения задач формирования личности.
Общество пытается сохранить важные и значимые понятия семья и семейные традиции. В последнее время вопросу полоролевой социализации дошкольников уделяется больше внимания. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с особенностями своего пола.
Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Половая и гендерная принадлежность, особенно интенсивно формируются в игровой деятельности, именно в старшем дошкольном возрасте.
Дети дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализация. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т. п. При этом дети обычно больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному, для его пола поведению. В повседневной сюжетно-ролевой игре ребенок является участником той социальной действительности, которая его окружает с его родными и близкими. Девочки в играх с куклой воспроизводят поведение своих мам и бабушек; мальчики, стараться быть похожими на пап и дедушек, быть такими же сильными и смелыми.
Роль воспитателя в процессе полоролевой социализации дошкольников состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
В нашем ДОУ педагоги проводят большую работу по полоролевому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности, но мы хотели поделиться опытом работы нашего учреждения именно по сюжетно-ролевой игре.
Как вы сами знаете, неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно с взрослыми, предметы-заместители. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.
Так же большая работа по полоролевой социализации проводится с родителями наших воспитанников. Ежегодно в нашем саду проходят праздники для пап «Дню отца», «23 февраля», для мам «Дню Матери», «8 марта», а так же общие мероприятия для мам и пап вместе «Мама, папа, я – спортивная семья», «Новый год» в которых родители с большим удовольствием принимают участие.
Наблюдения за детьми показали, что дети стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующий своему и противоположному полу. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дети научились понимать различия между мальчиками и девочками, мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявленное к ним внимание и доброту, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом. Надеемся на то, что наш опыт использования сюжетно ролевых игр поможет воспитателям в работе.