Папки-передвижки

Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Анна Строганова
Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Полоролевая социализация (гендерная социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы половой идентичности того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами.

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. (Согласно взглядам ведущих отечественных психологов Даниила Борисовича Эльконина, Александра Владимировича Запорожца)

Публикация «Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых и в обобщённой форме, в специально созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Игра выступает как способ полоролевой социализации ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому становится возможным развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение нового отношения ребёнка к действительности.

Главная задача полоролевого воспитания – улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Формирование дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности образовательной деятельности и успешного решения задач формирования личности.

Общество пытается сохранить важные и значимые понятия семья и семейные традиции. В последнее время вопросу полоролевой социализации дошкольников уделяется больше внимания. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с особенностями своего пола.

Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Половая и гендерная принадлежность, особенно интенсивно формируются в игровой деятельности, именно в старшем дошкольном возрасте.

Дети дошкольного возраста внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу. Этот процесс получил название самосоциализация. В результате этого дети могут развивать у себя очень жесткие и стереотипные представления о том, «что делают мальчики» и «что делают девочки». Например, мальчики играют с машинками и никогда не плачут, а девочки играют с куклами и любят наряжаться и т. п. При этом дети обычно больше внимания обращают на особенности поведения, соответствующие его полу и не проявляют интереса к неуместному, для его пола поведению. В повседневной сюжетно-ролевой игре ребенок является участником той социальной действительности, которая его окружает с его родными и близкими. Девочки в играх с куклой воспроизводят поведение своих мам и бабушек; мальчики, стараться быть похожими на пап и дедушек, быть такими же сильными и смелыми.

Роль воспитателя в процессе полоролевой социализации дошкольников состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

В нашем ДОУ педагоги проводят большую работу по полоролевому воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности, но мы хотели поделиться опытом работы нашего учреждения именно по сюжетно-ролевой игре.

Как вы сами знаете, неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы, изготовленные для игры детьми совместно с взрослыми, предметы-заместители. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

Так же большая работа по полоролевой социализации проводится с родителями наших воспитанников. Ежегодно в нашем саду проходят праздники для пап «Дню отца», «23 февраля», для мам «Дню Матери», «8 марта», а так же общие мероприятия для мам и пап вместе «Мама, папа, я – спортивная семья», «Новый год» в которых родители с большим удовольствием принимают участие.

Наблюдения за детьми показали, что дети стали более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысился их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующий своему и противоположному полу. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысился интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дети научились понимать различия между мальчиками и девочками, мальчики стали проявлять заботу о девочках. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относится, выражать благодарность за проявленное к ним внимание и доброту, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом. Надеемся на то, что наш опыт использования сюжетно ролевых игр поможет воспитателям в работе.

Прикреплённые файлы:

mdou-84_49ig7.pptx | 18000,67 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» с детьми младшего дошкольного возраста Формирование представления детей о различных видах транспорта, упражнять в различении предметов по форме и величине, развивать наглядно-образное.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей дошкольного возраста Дети - очень любопытные создания. Они нетерпеливы, постоянно жаждут узнать обо всем на свете, заглянуть в тайные уголки и поучаствовать.

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк»Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке Ангаре. Экскурсия в зоопарк» Цель: совершенствовать умение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Задачи: Развитие интереса к игре. Закрепление представлений.

Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую «Поездка в лес» для младшего дошкольного возраста Конспект сюжетно-ролевой игры на экологическую тему: «Поездка в лес» (для младшего дошкольного возраста)Цели. Развитие у детей умения реализовывать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 14:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД