Жукова Ольга
Формирование предпосылок функциональной грамотности развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Кубик"
Формирование предпосылок функциональной грамотности развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Выполнила воспитатель:
Жукова Ольга
Выполнила воспитатель:
Жукова Ольга Александровна
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности развития речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Основная цель речевого развития детей дошкольного возраста : формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.
Показателями грамотности речевого развития детей дошкольного возраста являются :
• владение навыками речевой активности;
• построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• адекватное восприятие устной и письменной речи;
• точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
• Задача педагогов – помочь детям достичь такого уровня речевого развития, который был бы максимально возможно приближены к норме в этом возрасте. соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
Одним из актуальных способов достижения цели является использование дидактических игр, которые, с одной стороны решая обучающие задачи, с другой остаются игрой, сообразной возрастному развитию дошкольников, позволяющей сделать увлекательным познавательный материал, облегчить процесс усвоения знаний, получить удовлетворение от деятельности, снять возможную напряженность от боязни ситуации неуспеха. Их разнообразие позволяет пополнить и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь. Также привлекает возможность их включения в разные виды деятельности («Найди лишнее», «Так бывает или нет?»; во время прогулки: «С какого дерева лист?», «Когда это бывает?», во время организованной и свободной деятельности: «Подбери слова, обозначающие действия», «Назови одним словом», «Что сначала, что потом?». Игры провожу ежедневно, что позволяет обеспечить системность в работе. К игре можно привлечь любое количество детей : от одного ребенка до всей группы. В своей педагогической деятельности использую следующие виды дидактических игр, направленных на развитие речи :
- игры по развитию грамматической стороны речи; питается?», игры на согласование частей речи с именами существительными и местоимениями. игры на спряжение глаголов («Я и
- игры по развитию лексического запаса;
- игры по развитию связной речи.
Названные виды игр использую постоянно, на разных этапах отдавая приоритет одному из них.
На первом этапе больше времени уделяю играм, развивающим грамматический строй речи. Работу веду по трем направлениям:
- Игры и упражнения на словоизменение (игры, направленные на правильное употребление падежных форм («Чего не стало?», «Чем мы» (я хочу – мы хотим, я играю – мы играем, «Поручения» (образование повелительного наклонения) (играть – играй, решать – решай, звонить – звони).
- Игры на словообразование (”Разбери по корзинкам”, «Назови ласково» (слон – слоненок, цветок – цветочек, «Кто что делает?» (поет – певец, учит – учитель, шьет – швея, варит – повар, «Чья? Чей? Чье? Чьи?» (уши зайца - заячьи, хвост лисы – лисий, писк комара – комариный).
- Игры на совершенствование синтаксической стороны речи “Загрузи машину» (Дети рассматривают фрукты и овощи и загружают ее проговаривая какой фрукт или овощ у них в руках).
Сформированные грамматические категории позволяют детям правильно составлять предложения, а впоследствии и высказывания.
На втором этапе большее внимание уделяю лексической стороне речи. У детей с нарушениями речи, как правило, бедный словарный запас. Работу по обогащению лексики удобно начинать с описания предмета, который дети видят перед собой. Например, машинка – какая? красивая, гладкая, синяя, большая, маленькая. Затем постепенно задания усложняются: рассказывают о предметах, которые дети когда-то видели, затем можно предложить угадать предмет по описанию и т. п. Также стараюсь активизировать в речи детей слова-признаки, познакомить со словами с противоположным значением, словами с похожим значением, обобщающими словами. Для этого использую такие игры, как «Кто может совершать эти действия?» (собака умеет лаять, рычать, бегать, кусать, скулить, ласкаться, «Назови наоборот» (холодно – жарко, плачет – смеется, мягкий – твердый, «Найди лишнее слово» (медведь, заяц, овца, лиса, «Назови одним словом» (поезд, автомобиль, самолет – транспорт, Богатый лексический запас позволяет ребенку ясно выражать свои мысли, развивает мышление.
На третьем этапе больше внимания уделяю играм, развивающим связную речь. Вначале использую игры, позволяющие строить простые тексты из нескольких предложений «Что сначала, что потом». Завершаю данный этап развитием умения составлять небольшие рассказы, развернутые высказывания, сказки.
Также в процессе занятий использую дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику и логоритмику.
Дыхательная гимнастика используется, для постановки речевого дыхания в раннем возрасте, создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом.
Цель артикуляционной гимнастики в развитии речи заключается в выработке полноценных движений и положений артикуляционных органов, а также в умении объединять простые движения в сложные, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения.
Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности
Результаты работы показывают, что дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Дошкольники используют диалогическую и монологическую речь.