Елена Баженова
Памятка по организации занятий детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ
При рассаживании детей на занятиях учитывать остроту зрения :
I ряд : дети с низкой остротой зрения и расходящимся косоглазием:
Детей с расходящимся косоглазием размещают по центру.
Также по центру располагают детей с парезами глазных
мышц в зависимости от остроты зрения.
Публикация «Памятка по организации занятий детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
II ряд: дети с высокой остротой зрения и сходящимся косоглазием, по центру
При разной остроте зрения обоих глаз необходимо посадить
лучше видящим глазом к центру
При смешанной окклюзии детей рассаживать в таком порядке:
• Окклюзия справа – сидят слева от воспитателя
• Окклюзия слева - сидят справа от воспитателя
При рассматривании картин, объектов детей следует располагать :
• в 2-3 ряда, соблюдая лево-правостороннюю окклюзию
• полукругом (нешироким)
• «каре»
• параллельно (слева и справа по одному ряду)
Во время рассматривания картины:
- дети должны иметь возможность подходить к ней
- нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
- некоторые предметы на картине давать с четко обозначенным контуром
- изображение на картине не должно быть перенасыщено предметами, объектами
- педагог при показе должен пользоваться указкой и находиться справа от картины.
Материал для демонстрации предъявляется не далее 1-2 м от глаз ребенка.
Нижний край доски должен быть удален от пола на 70-75 см.
Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем, коричневом (спокойном) или оранжевом (стимулирующем).
При демонстрации изображений, предметов учитывать то, что количество рассматриваемых объектов должно быть не более 6-8, размером 10х12 (15) см.
Объектов размером 20-25 см - 3-5 штук одновременно.
Размеры букв и цифр, изображений для наборного полотна не менее 12 см.
Необходимо следить, чтобы изображения, предметы не сливались в единую линию, а хорошо выделялись на фоне по отдельности.
Предметы должны быть яркими по цвету, точными по форме, с четкими деталями.
Цветные изображения располагать с интервалом.
При близком расположении предметов их цвет может меняться: красным с желтым выдаются как оранжевый, фиолетовый с коричневым – как черный, синий – фиолетовым.
Размер индивидуальных пособий:
Острота зрения : 0,4 и выше - 2 см
0,2 – 0,3 - 2-3 см
0,05 –0,1 - 3-4 см
0,01-0,04 - 4-5 см
Предельно минимальные размеры объектов различения:
При остроте зрения 0,01 – 0,03 - 15мм
При остроте зрения 0,04 – 0,08 - 5 мм
При остроте зрения 0,09 - 0.2 - 3 мм
При аппликации и конструировании размер пособий для детей с низкой остротой зрения должен быть больше 5 см.
На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, аппликация, ручной труд) время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.
Ни одно занятие не должно проводиться без наглядности.
Некоторые объекты на рассматриваемой картине даются с четким контуром (черным фломастером, маркером усилить контур изображенных предметов).
Во время рассматривания картины дети должны иметь возможность подходить к ней. Нельзя допускать ответов с места, пока воспитатель не убедится, что ребенок видит то, о чем его спрашивают.
Для показа обязательно использовать указку (для обведения контура предмета, его частей).
При работе у доски, мольберта ребенок должен находиться со стороны открытого глаза (окклюзия правого глаза – слева, левого – справа).
Педагог должен при показе находиться справа от доски, от мольберта, обязательно лицом к детям.
Детям с нарушением зрения легче фиксировать взгляд на движениях предмета слева направо, справа налево, труднее – сверху вниз, снизу вверх.
При проведении дидактических игр, требующих исключение зрения, обязательно использовать ширму – глаза детям завязывать не рекомендуется.
Для слабовидящих детей лучше использовать зеленый фон и контрастные фигуры.
На темном (черном) фоне хорошо воспринимаются слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.
Для детей с косоглазием и амблиопией – желтый фон и фигуры красного, оранжевого, зеленого цвета.
С повышением остроты зрения цвет и фон могут быть различными
При миопии и катаракте – темный фон и давать контрастные изображения предметов.
При атрофии зрительного нерва - для демонстрации пособий рекомендован светлый фон.
Для детей со сходящимся косоглазием должны быть подставки для соблюдения 45* угла в направлении взора ребенка на картинку. Изображения предметов – крупнее.
Дети с расходящимся косоглазием работают на горизонтальной поверхности, изображения предметов – меньше, иллюстрации небольшого размера
При миопии, глаукоме – вертикальная поверхность
Показ приемов действий (как проделать что-либо) производить сзади (со спины) ребенка.
При работе на доске мел должен быть цветной. Если доска зеленого цвета, то писать на ней надо ярко-желтыми мелками. Это обеспечивает наилучший контраст.
Желательно избегать очень белых листов (в тетрадях, так как очень утомляет зрение. Лучше желтоватые листы. Бумага, на которой пишут, рисуют дети, должна иметь матовую поверхность.
Чернила в используемых ручках могут быть темно-фиолетовые, темно-синие, черные, допускается использование темно-зеленых.
Ручка должна писать мягко, жирно.
Карандаши должны быть достаточно мягкими, хорошо отточенными. Надо пользоваться цветными карандашами насыщенных цветов, следует по возможности избегать применения карандашей светлых тонов.
Нельзя использовать прозрачные линейки, так как они утомляют зрение. Линейки должны быть деревянные, с четкой разлиновкой. Для детей с низкой остротой зрения рекомендуется деления усилить тушью.
Отработанные пособия сразу же убирать.
На занятиях по ознакомлению с окружающим придерживаться следующего алгоритма
прежде всего знакомим с натуральным предметом
затем рисунок
силуэт
контур.
При знакомстве с новыми объектами рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как слабовидящим детям требуется больше времени для восприятия, осмысливания.
На занятиях по изобразительной деятельности образцы, демонстрационный материал должен быть в 2-2,5 раза больше детских работ.
Образец выполняется с ярко выраженным контуром – черным, коричневым.
Мелкие детали с целью лучшего восприятия показываются отдельно, в крупном размере.
Раздаточный материал для обследования при рисовании с натуры, лепке – каждому ребенку
Для слабовидящих детей лист для рисования должен быть размером части альбомного листа.
Во время показа приемов рисования красками у воспитателя кисть и образец должны быть большего размера, чем у детей, чтобы линии были четко видны.
При показе способа действия обратить внимание на то, чтобы всем детям было четко видно.
Вместо карандаша можно использовать уголь, фломастер.
При анализе детских работ их количество зависит от возраста :
Младший возраст – 2-3 объекта
Средний возраст - 3-4 объекта
Старший возраст – 5-6 объектов
На всех занятиях (в середине занятия) обязательно проводить зрительную гимнастику, физкультминутку, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, чтобы снять двигательное беспокойство и обеспечить нормальную деятельность коры головного мозга.
Обычно физкультпауза и зрительная гимнастика планируются после того этапа работы на занятии, на котором были значительные нагрузки на зрение или осязание. Можно планировать не одну, а 2 физкультпаузы, зрительные гимнастики.
При проведении зрительной гимнастики желательно делать зрительные упражнения предметно-целенаправленными : использовать различные предметы (геометрические фигуры, изображения листьев, и т. д.)
Во время физкультурной паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные движения для кистей рук.
Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и резкими движениями тела.
Необходимо постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий (свет, поза, подбор игрового материала, за сменой деятельности вне занятий : например, через 15-20 минут игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы.
На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся в колонну за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
Можно иногда снимать окклюзию на музыкальных занятиях, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия.
На физкультурном занятии необходима дополнительная подстраховка детей во всех видах движений, так как у детей нарушена координация движений в связи с низкой остротой зрения.
Следует уменьшить дозировку упражнений с наклоном вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе.
При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (при работе с мячом, лазанье, упражнениях на равновесие, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, так как заклейка ограничивает свободу движений.
На прогулке
ребенка с низкой остротой зрения ставить в паре с лучше видящим ребенком;
при разной остроте зрения глаз ребенка ставить так, чтобы его держали за руку со стороны хуже видящего глаза;
Ребенку со светобоязнью –обязательны солнцезащитные очки