Папки-передвижки

Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму

Дарьягуль Бисимбаева
Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополек»

Консультация

«Формирование правового воспитания посредством развития у

дошкольников позитивного отношения к социуму»

Подготовила: воспитатель Бисимбаева Д. А.

Публикация «Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму» размещена в разделах

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию правового воспитания детей дошкольного возраста, по повышению правовой грамотности родителей. Данная тема актуальна в свете Федерального государственного образовательного стандарта. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам. Что и дало мне почву для ознакомления и родителей, и детей с их правами и обязанностями.

Степень разработанности. Вопросы правового воспитания личности, в том числе в области дошкольного образования, активно обсуждаются профессиональным сообществом, поскольку отражают требования современного общественного развития и учитывают особенности дошкольного периода (Г. П. Давыдов, В. М. Обухов, О. И. Давыдова, С. М. Вялкова, Т. А. Данилина, Н. В. Дронжек и др.). Именно на этапе дошкольного возраста происходит развитие начальных представлений детей об окружающем мире; овладение нравственными ценностями, представлениями, этическими нормами поведения и способами взаимодействия друг с другом.

В области правового воспитания детей дошкольного возраста представляют интерес концепция С. А. Козловой [7], в которой осознание дошкольниками необходимости и важности владения правилами и нормам взаимодействия и деятельности характеризуется как условие воспитание правовой культуры; концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко [8], в которой нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста раскрывается в единстве его компонентов: программно-целевого, технологического и контрольно-оценочного.

Все авторы настаивают на том, что не только взрослые должны знать и соблюдать права детей, но и дети должны знать о своих правах. Известно, что ребенок, права которого не нарушаются, ребенок, осознавший свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.

Таким образом, анализ теоретических разработок, научного и практического опыта по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о ее сложности и многоплановости.

Введение.

Актуальность опыта

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов.

В последнее время средства массовой информации часто извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

Необходимость формирования с ранних лет в ребенке чувства веры в себя, знаний своих прав и обязанностей связана с позитивным влиянием на развитие личностных качеств.

Сотрудники дошкольного учреждения обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей, а также знакомить с ними детей, готовя их к достойной жизни в обществе.

В ходе работы над данной проблемой обнаружились следующие противоречия:

– между современной позицией общества, направленной на признание детства как полноценного этапа развития творческих, умственных и физических способностей и снижением показателей здоровья, благополучия, ростом социальной дезадаптации детей;

– между стремлением педагогов к организации правового воспитания дошкольников и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;

– между необходимостью правового просвещения и сложностью понимания детьми правовых понятий.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, позволяющих дошкольникам глубже осознавать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения в социуме.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового сознания дошкольников.

Поэтому целью моей работы по формированию правового воспитания является создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.

Задачи для детей:

- Создавать условия для формирования у детей правовой компетентности.

- Знакомить детей в соответствии их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.

- Формировать у детей : социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

- Воспитывать у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков.

- Содействовать процессу формирования у детей : чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.

- Воспитывать уважение к достоинству и мнению другого человека.

Задачи для родителей (законных представителей) :

- Повышать уровень правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад.

- Создавать условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.

- Повышать уровень социально-правовой защищенности детей в семье.

- Формировать у родителей понимание ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.

- Оказывать необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Воспитание правовое – целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.

Правовое сознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Новизна опыта состоит в создании системы занятий по формированию правового воспитания, закреплённой в перспективном плане работы, а также в разработке диагностического инструментария для отслеживания уровня сформированности представлений детей о своих правах.

Технология опыта.

Теоретической основой моей работы являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

За практическую основу был взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами : программа «Защити меня» (Н. Г. Зеленовой и др., методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа, практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е. В. Соловьевой и др., программа «Надежда» (Т. В. Потаповой). Но, в отличие от имеющихся работ по изучению прав детей, в своей работе я сделала акцент на национальный аспект. Я использую на занятиях фольклор разных народов: потешки, пословицы, легенды, песни, загадки, национальные игры, сказки – все, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности, проявлению интереса к культуре другой народности.

При выборе материала по правовому воспитанию я учитывала возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть. Все это способствует эффективному познанию окружающего мира, а также то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательным стремлением к цели, а глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Для начала я составила перспективный план работы. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей.

На занятиях я использую все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Методы помогаю дошкольникам :

- сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;

- научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;

- научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.

Я использую следующие методы обучения:

1. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).

2. Игры-драматизации и развивающие воображение («Сказка наизнанку» «Сказка идёт по кругу» «Детский сад мой мечты»).

3. Моделирование и анализ ситуации. Применяю тренинг «Адвокат для ребят», где в роли адвоката выступает ребенок группы, которому необходимо решить конфликтную ситуацию, найти пути мирного разрешения конфликта.

4. Беседы (групповая беседа «Грамоте учиться – всегда пригодиться», а также индивидуальные беседы с детьми, организуются в непринужденной обстановке групповой комнаты: в игровом уголке или месте для чтения и спокойного отдыха. Помогая эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей).

5. Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, рисование (рисование «Школа», конструирование «Дом будущего» и т. д.).

6. Творческие задания с применением образца (рассказать рассказ на тему «Если бы я был волшебником…»).

7. Использование технических средств (использование презентаций, просмотр мультфильмов).

8. Использование произведений искусств (иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Дети, рассматривая иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев, определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной ситуации).

9. Использование наглядных пособий (отражающих общие представления об истории и культуре).

10. Театрализация (сказка «Золушка», спектакль «Бал цветов»).

11. Использование символов-схем (плакаты-картины из серии «Разрешающие и запрещающие знаки поведения». Дети, находясь в группе, имеют возможность постоянно обращаться к этим знакам и рассматривать изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных поступков людей).

Работа по формированию правового воспитания и развитию позитивного отношения к социуму проводилась не только с детьми, но и с родителями.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала перспективный план работы по организационно-просветительской работе с родителями.

А также я использую особую форму взаимодействия с родителями: привлечение родителей (законных представителей) к участию в занятиях на темы: «Моя семья», «Право на имя», «Право на защиту» и т. д.

Привлекая родителей к участию в занятиях, я не только демонстрирую им, как идет работа, но и формирую у них понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что они неотъемлемы и неделимы.

К каждому такому занятию мамы и папы вместе с ребенком могут подготовить небольшое интересное домашнее задание.

Моя семья – фоторепортаж о семейных буднях и праздниках, о членах семьи, о домашних питомцах.

Право на защиту – родителям предлагается вспомнить ситуации, когда им приходилось вставать на защиту своего ребенка.

Право на отдых – рассказ с иллюстрациями «Как мы отдыхаем».

Право на имя – рассказ семейной истории о выборе имени для своего ребенка.

Право на жилье и неприкосновенность жилища – выставка рисунков «Дом, в котором мы живем».

Результат опыта.

В результате проделанной работы стало ясно, что в старшем дошкольном возрасте у детей возможно и необходимо формировать представления о правах человека. Используемые в работе материалы помогли детям увидеть ценность прав, научили решать споры и конфликты мирными, правовыми способами.

Во время работы над проблемой возникали различные трудности: дети долгое время не могли оценить критично свои поступки, а в поступках других детей видели плохое сразу; долго не понимали смысла слов «права» и «обязанности» и не могли применять эти термины в повседневной жизни. В результате проведённой работы у детей сформировалась иная позиция : дети стали самокритичны, вежливы, внимательны, друг к другу.

Наблюдения показали, что дети стали намного активнее на занятиях, появился большой интерес к изучению прав, дети стали отзывчивее, склонны к взаимопомощи, научились слушать и слышать другого человека, высказывать свое мнение и отстаивать его.

Родители стали с интересом и больше рассказывать детям об их правах, больше времени уделять своим детям, сравнивать свои действия и поступки с действиями других людей.

Я пришла к выводу, что расширять область правовых знаний у детей и учить разграничивать понятие «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания социальных норм лучше всего удаётся при использовании игр, иллюстраций, художественного материала.

Определение уровня сформированности представлений детей о своих правах проводилось по разработанной диагностике в начале и в конце учебного года. Данная методика предполагает рассматривание проблемных ситуаций по каждому из направлений работы по формированию правового сознания у детей десяти основных прав. Диагностическая карта заполняется в соответствии с критериями, определяющими степень сформированности правовых представлений у детей.

Обследование проводилось в форме решения проблемных ситуаций в соответствии с обозначенными критериями.

Заключение.

Анализируя результаты работы, я сделала вывод: интересы ребенка дошкольника связаны с семьей, игрой. В этом возрасте высок авторитет родителей. Окружающий мир ребенок познает через игру. Планируя работу по формированию правового воспитания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового воспитания у детей. Необходимо, как можно шире привлекать родителей-специалистов (юристов, социальных педагогов) в работу дошкольных учреждений по правовому воспитанию. Не всегда воспитатель может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию по данной теме. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.

Далее я планирую продолжать работу в этом направлении и используя технологию педагогического проекта разработать систему дидактических игр по формированию правового воспитания для детей среднего дошкольного возраста.

Взаимодействие по формированию правового воспитания у детей предполагаю также сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.

Публикации по теме:

Формирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питаниюФормирование у старших дошкольников положительного отношения к правильному и здоровому питанию В дошкольном возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Речевые кубики для правового воспитания дошкольниковРечевые кубики для правового воспитания дошкольников Сегодня в работе воспитатели все чаще и чаще используют речевые кубики. Их можно купить, можно изготовить самостоятельно. Данное пособие.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 10:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму» (включая файлы) размещена пользователем Дарьягуль Бисимбаева (УИ 1302797) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД