Дарьягуль Бисимбаева
Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополек»
Консультация
«Формирование правового воспитания посредством развития у
дошкольников позитивного отношения к социуму»
Подготовила: воспитатель Бисимбаева Д. А.
Публикация «Формирование правового воспитания посредством развития у дошкольников позитивного отношения к социуму» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию правового воспитания детей дошкольного возраста, по повышению правовой грамотности родителей. Данная тема актуальна в свете Федерального государственного образовательного стандарта. Мало кто из родителей в точности знает, на что имеет право их ребенок при посещении детского сада, что приводит к непониманиям и конфликтам. Что и дало мне почву для ознакомления и родителей, и детей с их правами и обязанностями.
Степень разработанности. Вопросы правового воспитания личности, в том числе в области дошкольного образования, активно обсуждаются профессиональным сообществом, поскольку отражают требования современного общественного развития и учитывают особенности дошкольного периода (Г. П. Давыдов, В. М. Обухов, О. И. Давыдова, С. М. Вялкова, Т. А. Данилина, Н. В. Дронжек и др.). Именно на этапе дошкольного возраста происходит развитие начальных представлений детей об окружающем мире; овладение нравственными ценностями, представлениями, этическими нормами поведения и способами взаимодействия друг с другом.
В области правового воспитания детей дошкольного возраста представляют интерес концепция С. А. Козловой [7], в которой осознание дошкольниками необходимости и важности владения правилами и нормам взаимодействия и деятельности характеризуется как условие воспитание правовой культуры; концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста Л. В. Коломийченко [8], в которой нравственное воспитание ребенка дошкольного возраста раскрывается в единстве его компонентов: программно-целевого, технологического и контрольно-оценочного.
Все авторы настаивают на том, что не только взрослые должны знать и соблюдать права детей, но и дети должны знать о своих правах. Известно, что ребенок, права которого не нарушаются, ребенок, осознавший свои права и обязанности, - это уже более полноценная личность, с чувством собственного достоинства, с пониманием своей значимости как человека и исполненная уважения к окружающим.
Таким образом, анализ теоретических разработок, научного и практического опыта по проблеме правового воспитания детей дошкольного возраста свидетельствует о ее сложности и многоплановости.
Введение.
Актуальность опыта
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам и культуре других народов.
В последнее время средства массовой информации часто извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.
Необходимость формирования с ранних лет в ребенке чувства веры в себя, знаний своих прав и обязанностей связана с позитивным влиянием на развитие личностных качеств.
Сотрудники дошкольного учреждения обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей, а также знакомить с ними детей, готовя их к достойной жизни в обществе.
В ходе работы над данной проблемой обнаружились следующие противоречия:
– между современной позицией общества, направленной на признание детства как полноценного этапа развития творческих, умственных и физических способностей и снижением показателей здоровья, благополучия, ростом социальной дезадаптации детей;
– между стремлением педагогов к организации правового воспитания дошкольников и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;
– между необходимостью правового просвещения и сложностью понимания детьми правовых понятий.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, позволяющих дошкольникам глубже осознавать гуманную сущность прав человека, его обязанностей, норм и правил поведения в социуме.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового сознания дошкольников.
Поэтому целью моей работы по формированию правового воспитания является создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.
Задачи для детей:
- Создавать условия для формирования у детей правовой компетентности.
- Знакомить детей в соответствии их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения.
- Формировать у детей : социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Воспитывать у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков.
- Содействовать процессу формирования у детей : чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров.
- Воспитывать уважение к достоинству и мнению другого человека.
Задачи для родителей (законных представителей) :
- Повышать уровень правовой культуры родителей детей, посещающих детский сад.
- Создавать условий для организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс.
- Повышать уровень социально-правовой защищенности детей в семье.
- Формировать у родителей понимание ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.
- Оказывать необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
Воспитание правовое – целенаправленная деятельность по воспитанию правовой культуры личности. Проявляется в определенной правовой позиции личности, которая определяет взгляды, отношения и действия человека.
Правовое сознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права, то есть, это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Новизна опыта состоит в создании системы занятий по формированию правового воспитания, закреплённой в перспективном плане работы, а также в разработке диагностического инструментария для отслеживания уровня сформированности представлений детей о своих правах.
Технология опыта.
Теоретической основой моей работы являются Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.
За практическую основу был взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами : программа «Защити меня» (Н. Г. Зеленовой и др., методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа, практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е. В. Соловьевой и др., программа «Надежда» (Т. В. Потаповой). Но, в отличие от имеющихся работ по изучению прав детей, в своей работе я сделала акцент на национальный аспект. Я использую на занятиях фольклор разных народов: потешки, пословицы, легенды, песни, загадки, национальные игры, сказки – все, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности, проявлению интереса к культуре другой народности.
При выборе материала по правовому воспитанию я учитывала возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть. Все это способствует эффективному познанию окружающего мира, а также то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательным стремлением к цели, а глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Для начала я составила перспективный план работы. Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Занятия проводятся один раз в две недели во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей.
На занятиях я использую все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Методы помогаю дошкольникам :
- сформировать свое собственное мнение, не бояться его высказывать;
- научиться слушать и слышать другого человека, уважать его мнение;
- научиться разрешать конфликты в повседневной жизни правовыми способами.
Я использую следующие методы обучения:
1. Игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные).
2. Игры-драматизации и развивающие воображение («Сказка наизнанку» «Сказка идёт по кругу» «Детский сад мой мечты»).
3. Моделирование и анализ ситуации. Применяю тренинг «Адвокат для ребят», где в роли адвоката выступает ребенок группы, которому необходимо решить конфликтную ситуацию, найти пути мирного разрешения конфликта.
4. Беседы (групповая беседа «Грамоте учиться – всегда пригодиться», а также индивидуальные беседы с детьми, организуются в непринужденной обстановке групповой комнаты: в игровом уголке или месте для чтения и спокойного отдыха. Помогая эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей).
5. Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, рисование (рисование «Школа», конструирование «Дом будущего» и т. д.).
6. Творческие задания с применением образца (рассказать рассказ на тему «Если бы я был волшебником…»).
7. Использование технических средств (использование презентаций, просмотр мультфильмов).
8. Использование произведений искусств (иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Дети, рассматривая иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев, определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной ситуации).
9. Использование наглядных пособий (отражающих общие представления об истории и культуре).
10. Театрализация (сказка «Золушка», спектакль «Бал цветов»).
11. Использование символов-схем (плакаты-картины из серии «Разрешающие и запрещающие знаки поведения». Дети, находясь в группе, имеют возможность постоянно обращаться к этим знакам и рассматривать изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных поступков людей).
Работа по формированию правового воспитания и развитию позитивного отношения к социуму проводилась не только с детьми, но и с родителями.
Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала перспективный план работы по организационно-просветительской работе с родителями.
А также я использую особую форму взаимодействия с родителями: привлечение родителей (законных представителей) к участию в занятиях на темы: «Моя семья», «Право на имя», «Право на защиту» и т. д.
Привлекая родителей к участию в занятиях, я не только демонстрирую им, как идет работа, но и формирую у них понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что они неотъемлемы и неделимы.
К каждому такому занятию мамы и папы вместе с ребенком могут подготовить небольшое интересное домашнее задание.
Моя семья – фоторепортаж о семейных буднях и праздниках, о членах семьи, о домашних питомцах.
Право на защиту – родителям предлагается вспомнить ситуации, когда им приходилось вставать на защиту своего ребенка.
Право на отдых – рассказ с иллюстрациями «Как мы отдыхаем».
Право на имя – рассказ семейной истории о выборе имени для своего ребенка.
Право на жилье и неприкосновенность жилища – выставка рисунков «Дом, в котором мы живем».
Результат опыта.
В результате проделанной работы стало ясно, что в старшем дошкольном возрасте у детей возможно и необходимо формировать представления о правах человека. Используемые в работе материалы помогли детям увидеть ценность прав, научили решать споры и конфликты мирными, правовыми способами.
Во время работы над проблемой возникали различные трудности: дети долгое время не могли оценить критично свои поступки, а в поступках других детей видели плохое сразу; долго не понимали смысла слов «права» и «обязанности» и не могли применять эти термины в повседневной жизни. В результате проведённой работы у детей сформировалась иная позиция : дети стали самокритичны, вежливы, внимательны, друг к другу.
Наблюдения показали, что дети стали намного активнее на занятиях, появился большой интерес к изучению прав, дети стали отзывчивее, склонны к взаимопомощи, научились слушать и слышать другого человека, высказывать свое мнение и отстаивать его.
Родители стали с интересом и больше рассказывать детям об их правах, больше времени уделять своим детям, сравнивать свои действия и поступки с действиями других людей.
Я пришла к выводу, что расширять область правовых знаний у детей и учить разграничивать понятие «могу», «должен», «хочу», совершенствовать знания социальных норм лучше всего удаётся при использовании игр, иллюстраций, художественного материала.
Определение уровня сформированности представлений детей о своих правах проводилось по разработанной диагностике в начале и в конце учебного года. Данная методика предполагает рассматривание проблемных ситуаций по каждому из направлений работы по формированию правового сознания у детей десяти основных прав. Диагностическая карта заполняется в соответствии с критериями, определяющими степень сформированности правовых представлений у детей.
Обследование проводилось в форме решения проблемных ситуаций в соответствии с обозначенными критериями.
Заключение.
Анализируя результаты работы, я сделала вывод: интересы ребенка дошкольника связаны с семьей, игрой. В этом возрасте высок авторитет родителей. Окружающий мир ребенок познает через игру. Планируя работу по формированию правового воспитания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового воспитания у детей. Необходимо, как можно шире привлекать родителей-специалистов (юристов, социальных педагогов) в работу дошкольных учреждений по правовому воспитанию. Не всегда воспитатель может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию по данной теме. Такая форма работы, во-первых, повышает авторитет родителя и среди других родителей, и в глазах самого ребенка, а также работников дошкольного учреждения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.
Далее я планирую продолжать работу в этом направлении и используя технологию педагогического проекта разработать систему дидактических игр по формированию правового воспитания для детей среднего дошкольного возраста.
Взаимодействие по формированию правового воспитания у детей предполагаю также сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.