Получи документы

Формирование практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом у детей с общим недоразвитием речи

Эльвира Лыч
Формирование практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от того, насколько развита у них связная речь. Такие учебные действия, как полноценное восприятие и воспроизведение текста, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, требуют достаточного уровня развития связной речи.

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ОНР 5-6 лет связной речи, развитие навыков правильного построения предложений — одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

Публикация «Формирование практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

По мнению проф. А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любое речевое высказывание, составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В. К. Воробьёва, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А. Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

В данной работе по развитию связной речи работе по уровню сложности можно выделить четыре этапа:

Цель первого этапа — научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Основное внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребёнка учат правильно отвечать на вопросы взрослого. Затем — составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.

Сначала последовательно отрабатываются предложения по предложенной модели с именами существительными в форме единственного числа, затем — с именами существительными в форме множественного числа. После этого — проводится дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа в предложениях.

Затем проводится ряд занятий на составление двусоставных предложений с существительными в форме именительного падежа множественного числа и глаголами в 3-м лице множественного числа настоящего времени (Утки летят. Змеи ползут. и т. д.).

Цель второго этапа работы — научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух конструкций :

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). («Девочка кушает суп»). В этом разделе используются следующие глаголы : пьет, несет, вяжет, лепит, шьет,рисует, варит, моет, чистит, ловит, читает, сажает, закрывает, открывает и др. Например: пьёт (молоко, сок.); несёт (нож, утюг.); вяжет (носок, шарф.); лепит (мячик, самолёт.); шьёт (брюки, пальто.); рисует (хлеб, яблоко.). Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами во множественном числе.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у; -ю). («Мама варит кашу»).

Работая над этой конструкцией, можно составить предложения со следующими глаголами: варит, моет, чистит, стирает, шьёт, вяжет, ловит, читает, сажает, кушает, закрывает, открывает, несёт, лепит, рисует и др. Например: кушает (картошку, конфету); несёт (удочку, щётку, ложку.); вяжет (шапку, варежку); лепит (утку, кошку.); шьёт (юбку, майку, рубашку); рисует (змею, лягушку.). Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа (Девочки кушают картошку).

На третьем этапе необходимо учить детей составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели, используя следующие конструкции :

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается - «Папа купил мешок картошки»; «Папа выпил чашку молока»).

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа).

По графической схеме-модели и предметным картинкам составляются и анализируются предложения типа : «Папа (мама, бабушка) читает книгу (газету) дочке (бабушке.). Можно составить предложения со следующими глаголами: наливает, дарит, шьёт, вяжет и др. Например: наливает (молоко, сок); дарит (цветок, мяч.); шьёт (рубашку, юбку); вяжет (шапку, шарф.) и т. п. В конце занятия снова проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку.

На третьем этапе формируем следующую конструкцию: «Именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа).»

По карточке и предметным картинкам составляются предложения типа : «Папа (мама) режет хлеб (пирог) ножом». Можно составить предложения данной конструкции со следующими глаголами: рубит (бревно, дерево пилой, ловит (рыбу удочкой, рисует (цветок, кошку карандашом, гладит (майку, юбку утюгом, чистит (ботинки щёткой) и т. п.

Цель четвертного этапа — научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Составляется и анализируется предложения. Например: «Мяч лежит на ковре». «Девочка (мама) села на стул». «Конфета (ложка, книга.) упала на ковёр» .

В начале работы особое внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребёнка учат правильно отвечать на вопросы взрослого. Затем — составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.

При этом последовательно отрабатываются предложения по предложенной модели с именами существительными в форме единственного числа, затем — с именами существительными в форме множественного числа. После этого проводится дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа в предложениях. Начиная со второго этапа проводится работа с деформированным предложением.

Для формирования практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом наиболее эффективно использование пособия Ильяковой Н. Е. «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям

В пособии достаточно широко представлен практический материал, необходимый для активизации предметного и глагольного словаря и развития навыков правильного построения предложений, что является одной из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

В результате такой поэтапной работы дети с общим недоразвитием речи начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными простыми предлогами. То есть, Успешность обучения детей в школе во многом зависит от того, насколько развита у них связная речь. Такие учебные действия, как полноценное восприятие и воспроизведение текста, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, требуют достаточного уровня развития связной речи.

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ОНР 5-6 лет связной речи, развитие навыков правильного построения предложений — одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

По мнению проф. А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любое речевое высказывание, составные языковые компоненты которого (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».

Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В. К. Воробьёва, Б. М. Гриншпун, Н. С. Жукова, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А. Н. Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

В данной работе по развитию связной речи работе по уровню сложности можно выделить четыре этапа:

Цель первого этапа — научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени).

Основное внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребёнка учат правильно отвечать на вопросы взрослого. Затем — составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.

Сначала последовательно отрабатываются предложения по предложенной модели с именами существительными в форме единственного числа, затем — с именами существительными в форме множественного числа. После этого — проводится дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа в предложениях.

Затем проводится ряд занятий на составление двусоставных предложений с существительными в форме именительного падежа множественного числа и глаголами в 3-м лице множественного числа настоящего времени (Утки летят. Змеи ползут. и т. д.).

Цель второго этапа работы — научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух конструкций :

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа). («Девочка кушает суп»). В этом разделе используются следующие глаголы : пьет, несет, вяжет, лепит, шьет,рисует, варит, моет, чистит, ловит, читает, сажает, закрывает, открывает и др. Например: пьёт (молоко, сок.); несёт (нож, утюг.); вяжет (носок, шарф.); лепит (мячик, самолёт.); шьёт (брюки, пальто.); рисует (хлеб, яблоко.). Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами во множественном числе.

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа имеет окончание -у; -ю). («Мама варит кашу»).

Работая над этой конструкцией, можно составить предложения со следующими глаголами: варит, моет, чистит, стирает, шьёт, вяжет, ловит, читает, сажает, кушает, закрывает, открывает, несёт, лепит, рисует и др. Например: кушает (картошку, конфету); несёт (удочку, щётку, ложку.); вяжет (шапку, варежку); лепит (утку, кошку.); шьёт (юбку, майку, рубашку); рисует (змею, лягушку.). Таким же образом проводятся занятия на составление предложений данной конструкции с именами существительных и глаголами в форме множественного числа (Девочки кушают картошку).

На третьем этапе необходимо учить детей составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели, используя следующие конструкции :

1. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж + родительный падеж в значении целого, из которого выделяется часть или мера которого указывается - «Папа купил мешок картошки»; «Папа выпил чашку молока»).

2. Именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа).

По графической схеме-модели и предметным картинкам составляются и анализируются предложения типа : «Папа (мама, бабушка) читает книгу (газету) дочке (бабушке.). Можно составить предложения со следующими глаголами: наливает, дарит, шьёт, вяжет и др. Например: наливает (молоко, сок); дарит (цветок, мяч.); шьёт (рубашку, юбку); вяжет (шапку, шарф.) и т. п. В конце занятия снова проводится работа с деформированным предложением. Логопед предлагает ребёнку послушать предложение, найти и исправить допущенную ошибку.

На третьем этапе формируем следующую конструкцию: «Именительный падеж существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (винительный падеж единственного числа + творительный падеж единственного числа).»

По предметным картинкам составляются предложения типа : «Папа (мама) режет хлеб (пирог) ножом». Можно составить предложения данной конструкции со следующими глаголами: рубит (бревно, дерево пилой, ловит (рыбу удочкой, рисует (цветок, кошку карандашом, гладит (майку, юбку утюгом, чистит (ботинки щёткой) и т. п.

Цель четвертного этапа — научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Составляется и анализируется предложения. Например: «Мяч лежит на ковре». «Девочка (мама) села на стул». «Конфета (ложка, книга.) упала на ковёр» .

В начале работы особое внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребёнка учат правильно отвечать на вопросы взрослого. Затем — составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.

При этом последовательно отрабатываются предложения по предложенной модели с именами существительными в форме единственного числа, затем — с именами существительными в форме множественного числа. После этого проводится дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа в предложениях. Начиная со второго этапа проводится работа с деформированным предложением.

Для формирования практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом наиболее эффективно использование пособия Ильяковой Н. Е. «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям

В пособии достаточно широко представлен практический материал, необходимый для активизации предметного и глагольного словаря и развития навыков правильного построения предложений, что является одной из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

В результате такой поэтапной работы дети с общим недоразвитием речи овладевают основами связной речи, начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений как без предлогов, так и с различными простыми предлогами.

Использованная литература :

Леонтьев А. А. Внутренняя речь и процесс грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967, с. 7.

Глухов В. П.

Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольнников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. М. : В. Секачев, 2012. 262 с.

Ильякова Н. Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М. : Просвещение, 1981.

3. Волкова Л. С. и др. Логопедия. — М. : Просвещение, Владос, 1995.

4. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / В. К. Воробьева М. : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)

.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Развлечение во второй младшей группе «О капле Капитошке узнаем мы понемножку». Формирование у детей представления о водеРазвлечение во второй младшей группе «О капле Капитошке узнаем мы понемножку». Формирование у детей представления о воде Цель: Формирование у детей целостного представления о воде. Задачи: - познакомить детей со свойствами воды (вода – безвкусна, прозрачная,.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 15 января 2020 в 21:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование практического представления о связном сообщении как о едином речевом целом у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Лыч в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД