Поремская Елена
Опыт работы «Формирование познавательных способностей у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие науки и техники, активное внедрение новейших технологий, разработок требуют от воспитателей непрерывного и постоянного самосовершенствования.
Совершенствование себя, и конечно совершенствование наших детей – вот главная задача, которая стоит перед современной педагогикой. Для того чтобы дети дошкольного возраста стали компетентными, необходимо чтобы и взрослые занимающиеся их обучением, развитием и воспитанием были компетентны.
Публикация «Опыт работы „Формирование познавательных способностей у дошкольников в условиях реализации ФГОС“» размещена в разделах
Компетентностный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. При компетентностном подходе проблема качества дошкольного образования ставиться, и решается не только с точки зрения знаний, усвоенными детьми, а еще с точки зрения достижений в их психическом развитии, которые на каждой возрастной ступени формируются как набор соответствующих компетенций.
Познавательные (когнитивные) способности включают в себя сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Сенсорные способности тесно связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития.
Интеллектуальные способности обеспечивают легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку найти оригинальные способы, средств решения задач.
Для развития познавательных способностей дошкольное детство является сенситивным периодом, поэтому нам как педагогам важно правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в детском саду.
Новый образовательный стандарт предусматривает пять образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно- эстетическое развитие
- физическое развитие.
Более подробно хочется остановиться на познавательной области, так как она включает в себя формирование элементарных математических представлений, а так же конструктивную деятельность. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей : логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Конструктивная деятельность так же важна в общем умственном развитии ребенка, так как способствует становлению наглядного моделирования, позволяет выстраивать логические цепочки, делать умозаключения, выводы.
Проследив тесную связь между этими видами деятельности детей, я поэтапно внедряю математические понятия в конструирование, с опорой на игровую деятельность и, наоборот, на занятиях по ФЭМП использую конструирование.
Работая долгое время в школе учителем математики и сейчас в детском саду, я всегда задавалась вопросом: «Как вызвать интерес у детей к математике?» В связи с этим мною была разработана программа кружка «Занимательная математика».
Главными путями реализации программы математического развития детей являются познавательные и развивающие игры, а также математические конкурсы, развлечения, вечера досугов.
Познавательный материал представлен в следующих тематических разделах, которые взаимосвязаны между собой:
1. Графические задачи.
2. Геометрические понятия.
3. Количество и счет.
4. Величина.
5. Ориентировка в пространстве.
6. Ориентировка во времени.
7. Контруирование и моделирование.
В кружковой деятельности использую практические, наглядные и игровые методы.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики.
Игры и упражнения способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, активности, и интереса. С помощью игр дети учатся определять последовательность событий, сравнивать и рассуждать, делать выводы.
Использование стихов, загадок, сказок способствуют развитию у детей памяти, логического мышления, упражнения на штриховку и печатание цифр по клеточкам - укреплению мелкой моторики и координации движений рук, что очень важно для детей, готовящихся к школе.
Более подробно хочется остановится на логических играх.
1. Логические блоки Дьенеша.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красный, синий, желтый, форме (круг – круглые блоки, треугольник – треугольные блоки, квадрат – квадратные блоки, прямоугольник – прямоугольные блоки, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие).
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Например: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины).
2. Цветные счетные палочки Кюизенера.
Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см.
В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину — от 1 до 10 см. Каждая палочка — это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету палочки объединяются в одно «семейство», или класс.
Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки к короткой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Перечисли цвета палочек слева направо и справа налево.
3. Головоломка «Колумбово яйцо».
Знакомимся с увлекательной головоломкой Колумбово яйцо, которая разовьет логику и мышление ребенка. Принцип игры прост. Разрезаем по линиям фигурку яйца на мелкие детали. Задача ребенка – собрать фигурку по образцу. Но иногда можно пофантазировать и придумать свои варианты, разглядеть в фигуре знакомый образ.
4. Головоломка Танграм.
Древнекитайская головоломка «Танграм» представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей – треугольников и квадратов разного размера. Пусть количество деталей невелико, но на плоскости они могут складываться в сотни разнообразных фигур: силуэты животных, людей, окружающих предметов.
5. Игра-головоломка «Пифагор».
Цель игры состоит в составлении из 7 геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
6. Головоломка «Монгольская игра».
Суть игры - собирать фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
Таким образом развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит его обучение в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше - что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Список использованных источников.
1. М. А. Беженова «Веселая математика». – М. : Провещение, 1999;
2. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцев, Т. А. Терпак «Формирование математических представлений». – Волгоград. : Учитель, 2009;
3. М. А. Касицина «Дошкольная математика». – М. : Гном и Д, 2001;
4. Л. В. Колесова «Математическое развитие детей». – Волгоград. : Учитель, 2012;
5. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – М. : Просвещение, 1985;
6. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». – М. : Мозаика-Синтез, 2008;
7. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений». – М. : ВАКО, 2005.