Корчагина Полина
Формирование познавательных процессов у детей раннего возраста средствами игрушек русского народного промысла
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование познавательных процессов у детей раннего возраста средствами игрушек русского народного промысла.
Цель нашего исследования: Анализ теоретико-методологических основ формирования познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игрушек русского народного промысла как средство патриотического воспитания дошкольников.
Актуальность темы: Игрушки народного промысла, выступающие как средство патриотического воспитания дошкольников помогают реализовать цель Федеральной образовательной программы: всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Посредством решения следующих задач:
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - патриотизм, гражданственность, историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка.
Игрушки русского народного промысла помогают в выполнении основополагающих функций дошкольной ступени образования: Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Задачи исследования:
1)Разработка соответствующих методологических подходов, принципов и закономерностей.
2)Анализ особенностей формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
3)Классификация русской народной игрушки.
4)Разработка практических заданий для педагогов по использованию игрушек русского народного промысла в патриотическом воспитании.
Существуют различные научные подходы в формирования познавательных процессов у детей раннего возраста с использованием игрушек русского народного промысла:
- Гуманистический
- Антропологический
- Культурологический
- Аксиологический
- Системный
- Деятельностный
- Средовый
Ученные данных подходов представлены на слайде.
Культурно-образовательная среда выступает как условие, обеспечивающие воспитание и образование дошкольника в соответствии с культурой и может быть представлена как: образовательная, развивающая предметно-пространственная, информационная, цифровая среда.
Ученные отечественные и зарубежные, которые занимались исследованием проблемы формирования сенсорных эталонов у детей, представлены на слайде.
Детям очень нравится разнообразие цветов, форм русской народной игрушки.
Существуют различные виды игрушек русского народного промысла, они представлены на слайде.
Абашевская глиняная игрушка
Дымковская глиняная игрушка
Богородская деревянная игрушка
Филимоновская глиняная игрушка и другие,
мы можем гордиться нашим искусством, которое содержит в себе такое разнообразие.
Для педагогов мы представляли классификацию игрушек натуральных материалов: глина, дерево, солома, тесто. Данные игрушки могут служить наполнением предметно-пространственной среды.
На основе этой классификации, были разработаны задания для детей.
На следующем слайде, представлены задания для формирования сенсорных эталонов.
Для формирования эталона цвета:
После показа картинок народной игрушки, детям предлагается раскрасить изображение игрушки теми же цветами, что и на картинке.
Цель следующего задания: научить детей соотносить предмет по форме и размеру, формировать умение обследовать предметы, выделяя их величину (большой, средний, маленький, различать цвета (красный, зеленый, желтый).
Дети совместно с воспитателем рассматривают матрешек по цвету и величине. Воспитатель создает проблемную ситуацию матрешкам негде жить, давайте им построим домик. Дети строят домики и расселяют своих матрешек.
Формирование эталона формы:
Лепка народной игрушки, на этапе заготовок поговорить о применяемых геометрических фигурах.
Беседа о наряде куклы. Используемые фигуры.
Формирование эталона звука:
«Определи, что слышится»? Мы пробовали воспроизводить звуки, а детям необходимо было определить источник звука.
В особую группу мы выделили ученых, которые исследовали возможности русской народной игрушки как эффективного средства патриотического воспитания детей. (Они представлены на слайде)
Константин Дмитриевич Ушинский сказал:
«…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…»
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования есть такое понятие как семейный уклад и об этом в своих исследованиях Заскалина Татьяна Александровна говорит, игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о материнстве, о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях.
Подводя итог, можно сказать, цель нашего исследования была достигнута.
Спасибо за внимание!