Елена Мартьянова
Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно — пространственной среды ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Ширяева Юлия Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
институт имениМ. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
Мартьянова Елена Александровна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
институт имени М. Е. Евсевьева»,г. Саранск, Россия, lenyska.martyanova@mail.ru
Публикация «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством предметно — пространственной среды ДОО» размещена в разделах
Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития предметно - пространственной среды в ДОО для того, чтобы развивать исследовательскую активность детей - дошкольников.
Ключевые слова: предметно - пространственная среда, познавательная активность.
Дети по природе своей исследователи. Поисковая инициативность – обычное состояние малыша, он хочет познавать окружающий мир, он стремится его узнать и понять: наблюдает за птичками на улице, рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит совместно с взрослыми опыты с различными предметами; изучает повадки домашних животных, ломает игрушки, тем самым анализируя их. Все это является – объектами исследования. Любознательная инициативность для дошкольника является одним из самых важных источников, которые дают ему представления об окружающем мире.
Проблема создания и организации предметно – развивающей среды в Дошкольном образовательном учреждении в настоящее время стоит достаточно остро. Тот мир, который окружает ребенка, должен порождать у него любознательность, активный интерес, желание преобразовать и сделать лучше. Предметному миру необходимо предоставлять такую обстановку, которая будет способна развивать познавательные и творческие способности дошкольников, способствовать сохранению познавательной активности и ее дальнейшее развитие, обеспечивать условия для чувствительного переживания малышом разнообразных ситуаций для того, чтобы осознать новые знания.
Образовательная среда в дошкольном учреждении предполагает специально организованные условия, без которых невозможно полноценное проживание ребенком дошкольного детства. Собственно правильно созданная и организованная предметно – пространственная среда, содействует в решении поставленных перед педагогическим работником задач [1, C.71].
Исследование является наиболее удобным способом познания окружающей действительности, который поможет личности развиваться в стремительно – изменяющемся мире. Познавательно – исследовательская деятельность оказывает огромное влияние на развитие мышления, речи ребенка и восприятия.
Предметно – развивающая среда способствует реализации основной общеобразовательной программы в дошкольном образовательном учреждении, но хочется обратить особое внимание на создание и организацию развивающей предметно – пространственной среды для познавательно – исследовательской деятельности детей.
Развивающей предметно – пространственной средой должны обеспечиваться возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ;
• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей,
• учет гендерного развития ребенка.
Детям очень нравится делать что – либо своими руками, показывать свой итоговый результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно привлекая участвовать их в этой деятельности.
Наряду с этим на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей переносит изменения в плане структуры и средств реализации, поэтому нужно учитывать этот факт при создании и организации предметной среды во всех возрастных группах детского сада.
Познавательно – исследовательская деятельность возникает в раннем детстве в предметно – манипулятивной деятельности, которая представляет собой обычное экспериментирование с вещью, не подкреплённое какой – либо целью, в ходе которого происходит дифференциация восприятия, возникает способность к наиболее простой категории предметов по форме, применении, цвету, познаются сенсорные эталоны, а так же орудийные действия. В дошкольный период «зачатки» познавательно – исследовательской деятельности наблюдаются в игре, продуктивной деятельности, «переплетаясь» с видами ориентировочных действий, опробования возможностей нового пути. Чем старше становится ребенок, тем в набольшей степени познавательно – исследовательская деятельность охватывает все средства ее осуществления. [2, C.17].
Предметно – игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду выступает областью опережающего развития детей. В группах детского сада создаются разнообразные центры, где дети наблюдают за комнатными растениями, ухаживают за ними. Помимо этого, дети совместно с взрослыми проводят различные опыты. Для того, чтобы организовать эти центры, необходимо учитывать определенные требования :
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.
Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, необходимо создавать такие уголки, которые будут способствовать расширению возможностей поисково – познавательной деятельности посредством включения детей в мыслительные, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, где у детей будет повторить опыты, показанные воспитателем или заниматься самостоятельным творчеством.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно – ролевых игр;
• книжный уголок;
• выставка (детских рисунков, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
При создании предметной среды следует помнить, что у обыденной предметной среды не получится осуществлять развивающие функции потому, что это перестанет пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности – статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности.
Целью организующей функции является предоставление ребёнку всевозможный различный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. Содержание и вид развивающей среды выступают стимулом для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам. Согласно воспитательной функции среда это – центр, где происходит зарождение основы для бережного отношения и положительных взаимодействий [3].
Развивающая функция среды соответствует "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребёнка. Проектирование предметно – развивающей среды по поисковой деятельности детей создается, учитывая личностный, содержательный, материальный и организационный компонент.
До сих пор в детских садах традиционно присутствуют занятия направленные на ознакомление детей с окружающим их миром. Эти занятия должны строиться в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, разворачивающейся как изучение вещей и явлений окружающей действительности. Образовательная деятельность должна быть доступной и привлекательной, что позволит детям проявить собственное исследование.
В старших группах идея должна основываться на теме игры, поэтому различная полифункциональная предметная среда будет пробуждать детей к активному воображению и они каждый раз будут по – новому перестраивать существующее игровое пространство, используя стулья, ширмы, занавеси. Изменение предметно – игровой среды позволит дошкольникам взглянуть на игровое пространство с другой точки зрения, проявить активное участие в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Высказывание Сухомлинского В. А. : «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал" – сделали девизом в своей работе. Способность вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно – исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.
Использованные источники:
1. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А. ,Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. [Текст] /В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М., 2003. – 164с.
2. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада//Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2010.-№6. – С. 15-23
3. Познавательное развитие дошкольников [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635b2bc68b5d53a88521316c26_0.html