Людмила Павловна
Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Способы и направления поддержки детской инициативы у детей младшего возраста, посредством организации развивающей предметно- пространственной среды
«Нет такой стороны воспитания,
на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира».
Е. И. Тихеева
Публикация «Поддержка инициативы у детей младшего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребенок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счет возникающих инициатив.
Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т. п.).
Детская инициатива - самостоятельная исследовательская деятельность детей с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, в соответствии с собственными интересами, формирование у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомство с группой с целью повышения самостоятельности.
Для того, чтобы развивать детскую инициативу в том или ином направлении, мы совместно с родителями, стараемся создавать развивающую предметно -пространственную среду в группе с учетом возрастных возможностей детей, интересов, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие, в соответствии с ФГОС ДО. Предметы обстановки группы должны подбираться так, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величин, материалов гармоничного окружающего мира.
Основной формой и содержанием организации жизни детей является – игра. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны, развивает умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерность принимать самостоятельное решение.
Для развития и поддержки детской инициативы я предлагаю следующие игровые дидактические пособия:
1. Развивающая доска Бизиборд.
Задачи: развитие у детей мелкой моторики, новых тактильных ощущений.
Для создания развивающей доски Бизиборд можно использовать все что угодно, что будет вращаться, щелкать, перемещаться и светиться. Доска состоит из: щеколды, счет, гитары, клавиатуры, выключателей, замка, музыкальный руль, вставной замок, крутящегося колесика, магнитной книжки. Упражнения с развивающей доской — это и пальчиковая гимнастика, и умственное развитие малыша.
2. Дидактическая игра «Репка».
Задачи: закрепление у детей знаний содержания сказки «Репка», умения воспроизводить последовательность действий героев; развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики пальцев рук.
Часто после знакомства со сказкой «Репка» дети испытывают трудности в воспроизведении содержания сказки. Может быть, это происходит из-за большого количества героев. Дети путают последовательность, кто за кем тянет репку. С целью формирования умения рассказывать сказку правильно, используется это пособие в индивидуальной работе с детьми. Можно специально допустить ошибку в расположении героев и предложить ребёнку эту ошибку исправить.
Дети с большим удовольствием закручивают и раскручивают пробки на баночках.
3. «Мой автомобиль».
Задачи: ознакомление детей с профессией шофера, формирование умения выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир).
Воспитатель сообщает, что сегодня они отправляются в детский сад (магазин, путешествие) на машине и нужно проехать по людным улицам, а для этого нужно знать элементарные правила (не въезжать в дома, не сбивать пешеходов, аккуратно ездить по дорогам, не сбивая встречные машины и т. д.). Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия, подсказывая, следит за ходом игры.
4. Дидактическая игра «Подбери машинке свой гараж».
Задачи: ознакомление детей с основными цветами : красный, желтый, зеленый, синий; умение детей соотносить предметы по цвету, а также способом наложения и приложения.
Воспитатель предлагает детям показать, например, красную машину и найти подходящий по цвету гараж, затем найти и приложить к колесикам машины крышки такого же цвета.
Большую роль в поддержке детской инициативы играет роль воспитателя, особенно в младшем возрасте :
1. Предоставлять детям самостоятельность (во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.)
2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
3. Не критиковать (результаты деятельности ребенка и его самого как личность).
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия (приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности).
5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами (направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).
6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
7. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.
8. Поощрять занятия (двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка).
Все вышесказанное можно обобщить и сказать так, что задача воспитателя-создание ситуации побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь к ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызвать у детей чувство гордости и радости от успешных инициативных действий.