Мария Райымбекова
Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»- является формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование основ этих представлений начинается в младшем дошкольном возрасте. Для детей 2-3 лет этот процесс начинается с формирования первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении, воспитания чувства привязанности к родному дому, семье, родному детскому саду. В дальнейшем, при условии правильной организации воспитательного процесса, на этой основе сможет сформироваться чувство любви к своему Отечеству, к своему народу.
Публикация «Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Следует отметить достаточное количество методических пособий по социальному, познавательному развитию детей, но в тоже время, практически нет пособий, раскрывающих работу воспитателя 1 младшей группы по формированию первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении как основы патриотического воспитания в ДОУ.
Данная потребность определила выбор темы нашего исследования.
Первым шагом нашей работы стала разработка тематического плана на год, с определением тем, в процессе изучения которых малыши получат первые представления о ближайшем социуме. Такими темами стали: «Мы пришли в детский сад», «Я и моя семья», «Город, в котором я живу», «Народная игрушка».
Далее был составлен перспективно-тематический план работы на год с указанием итогового мероприятия в каждой изучаемой теме:
№ Тема Итоговое мероприятие
1. Мы пришли в детский сад. Развлечение «День рождение группы»
3. Я и моя семья:
Создание коллективного коллажа с фотографиями детей. Семейные посиделки.
7. Народная игрушка Праздник народной игрушки. Инсценирование русских народных песен «Посреди двора ледяная гора»
11. Город, в котором я живу:
Спортивное развлечение «На дорогах родного города»
Следующим шагом стало перспективное планирование каждой темы, где определялась интеграция содержания образовательных областей. Так, например, в процессе изучении темы: «Мы пришли в детский сад» решались следующие задачи:
Образовате
льные области Содержание образовательных областей
Физическое развитие Развивать интерес и желание участвовать в подвижных играх. Ходить и
бегать, не наталкиваясь друг на друга. Менять направление в соответствие с указанием педагога.
Формирование умение мыть руки с помощью взрослого. Пользоваться индивидуальными предметами : полотенцем, салфеткой, горшком. Называть органы чувств.
Речевое
развитие
Находить по словесному указанию педагога предметы и игрушки в группе. Обогащать словарь детей : существительными, обозначающими названия игрушек и предметов; прилагательными, обозначающими их величину, цвет; глаголами, обозначающими действия с ними. Называть сверстников по именам.
Использовать малые фольклорные формы в режимные моменты. Договаривать знакомые слова при чтении знакомых стихов Рассматривать рисунки в книгах, называть знакомые предметы, показывать их.
Познавательное
развитие Находить спальную, игровую, умывальную, раздевалку в группе. Формировать представление о предметах и игрушках в группе, называть их свойства. Ориентироваться на участке. Сооружать постройки по образцу.
Социально-коммуникативное развитие Формировать навыки самообслуживания: одевать и снимать колготки. Убирать за собой игрушки с помощью взрослого. Развивать интерес к труду няни.
Развивать умение играть рядом без конфликтов, не мешая друг другу. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом. Поощрять проявление заботы о товарище: пожалеть. Называть свое имя. Умение ориентироваться в помещении группы и участка.
Формировать представление о безопасном поведении в помещении группы и в играх с песком на участке.
Художественно-эстетическое развитие Развивать желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические движения.
Развивать интерес к изоматериалам. Рисовать длинных и коротких вертикальных линий. Знакомить с глиной. Развивать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней. Рассматривание оформление группы.
Далее осуществлялось календарное планирование на каждый день недели, с учетом рекомендации кафедры теории и методики дошкольной педагогики НИРО, планировали организованную образовательную деятельность днем, индивидуальную образовательную работу с детьми утром и вечером, образовательную деятельность в режимные моменты утром и вечером, прогулку, и самостоятельную деятельность детей.
Следующим шагом - стала организация воспитательно-образовательного процесса в группе по изучению детьми содержания темы.
Первой темой стала - «Мы пришли в детский сад». От того как пройдет первое знакомство ребенка с новым для него окружением будет зависеть многое. Эта работа началась с создания теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день ребенка в детском саду старались наполнить радостью, яркими событиями, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми:
• Для формирования умения называть сверстников по именам проводились игры:
«Кто у нас хороший?», «Подари мяч тому, кого я назову», «Чей ящичек?», «Как зовут твоих друзей»
• Для установления доброжелательных отношений к сверстникам проводились игры
«Пузырь», «У Ванюшки день рождение».
• Для проявления сочувствия к другим детям, определения эмоционального
состояния другого ребенка проводились игры: «Поможем Юре», рассматривание сюжетных картин «Спасаем мяч», «Помогаем товарищу». В игре «Вежливый медвежонок» дети учились говорить ласковые слова медвежонку. Если ему нравилось, он приветливо махал лапой, если нет- наклонял мордочку вниз.
• Игровая ситуация «Про девочку Машу», была использована, чтобы помочь детям
понять, как мама переживает утреннее расставание с дочкой. Рассказывает о том, как можно прощаться с мамой, говоря ей: «До свидание,мамочка»
• Для формирования умения играть рядом без конфликтов организовывались
игровые ситуации: «Кормление кукол, Купание кукол», рассматривание сюжетных картин «Дети играют пирамидками», «В песочнице».
• Для формирования положительного отношения к детскому саду организовывались
предметные игры с новыми для ребенка игрушками, подвижные игры с яркими атрибутами, эмоциональное исполнение песенок, потешек. Театрализованная игра «Кукла Катя показывает концерт» демонстрировала многообразие игрушек в детском саду,
• Для ориентировки в пространстве группы организовывались игры «Поручение»,
«Сделай, что я скажу», «Угадай, где у нас…»
Итоговым мероприятием было «День рождение группы» с приглашением родителей.
Следующей темой стала - «Я и моя семья». В рамках которой происходило формирование элементарных представлений о самом себе, о своей семье, формирование навыков ухода за собой:
• Для узнавания себя и членов семьи на фото проводилось рассматривание
семейных фотографий: «Как я расту»; игра «Где твоя мама?»,составление совместных коллажей.
• Для формирования представлений о членах семьи проводилась игровые ситуации:
«Мама дорогая крепко любит нас», «Дружная семья, «У бабушки в гостях» .
• В формировании эмоционально положительного отношения к членам семьи
помогало чтение художественной литературы:»Что бабушка подарила Аленке», «маме надо отдыхать», «Самая любимая», «Помощница», Пальчиковая гимнастика : «Семья», «Где мой пальчик».
• Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка», учила детей говорить ласковые
слова маме.
• Сюжетные игры-ситуации в семью: «Мама готовит обед», «Бабушка моет посуду»,
«Папа чинит игрушки» знакомит с семейными обязанностями ее членов.
• Ласковые колыбельные настраивают на теплые семейные отношения.
• В продуктивных видах деятельности «Галстук для папы», «оладушки для любимой
мамочки» дети проявляют заботу о своих родителях.
Итоговым мероприятием стали семейные посиделки.
В конце года проводилась работа в рамках темы «Мой город», знакомящая детей с машинами, улицами, дорогами города, с учреждениями ближайшего окружения-больницой, магазином: с городскими профессиями- водитель, продавец, врач.
Для этого использовались подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Поезд»
• Для формирования представлений о транспорте использовалось рассматривание
сюжетных картин «Едем в автобусе», «Делаем машину». На прогулке наблюдали за проезжающим транспортом, за разгрузкой продуктов на кухню.
• Для знакомства с городскими постройками организовывалось
конструирование из строительного материала «Постройка гаража», «Постройка моста», «Постройка дороги»
• Для формирования представлений о профессиях организовывались
сюжетные игры-ситуации в магазин: Привоз товара – разгрузка, Взвешивать на весах – продавать, Покупать продукты- складывать в сумку. Сюжетные игры-ситуации в больницу: Осмотр больного - делать укол (давать лекарство)
• Театрализованные игры «Веселый автобус», «Вот поезд наш едет», «Как
машина зверят катала» знакомила с правилами поведения в общественном транспорте
Важным направление явилось взаимодействие с родителями, планирование которого также происходило в рамках изучаемой темы. Так, например, в течении изучении темы «Мы пришли в детский сад» было проведено: родительское собрание «Теперь мы ходим в детский сад», индивидуальные беседы «Соблюдение режима дня в выходные дни», индивидуальные и подгрупповые консультации «Воспитание культурно-гигиенических навыков дома», семейный диалог-клуб «Навыки самообслуживания», письменная консультация «Адаптация в детском саду».
Таким образом, уже в 1 младшей группе была начата работа по формированию первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении, заложена основа дальнейшей работы гражданско-патриотической направленности. Результаты наблюдений за детьми в конце года позволили говорить об успешности проведенной работы и позволили выделить следующие позитивные эффекты в поведении детей :
• называют свое имя, свой пол, имена членов семьи,
• называют имена воспитателей,
• ориентируются в помещении группы и участка детского сада
• называет предметы ближайшего окружения
• здороваются и прощаются при встрече, благодарят за помощь, подарок.
• с интересом слушают народные сказки, потешки, песенки
• следят за действиями героев кукольного театра
• подпевают вместе с воспитателем в песне музыкальные фразы.
• играют рядом со сверстником
• стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, на улице
• проявляют отрицательное отношение к грубости, жадности.
• наблюдает за трудовыми действиями воспитателя и младшего воспитателя.
Перспективы дальнейшей работы:
• апробация и корректировка системы работы по формированию первоначальных представлений о ближайшем окружении у детей 2-3 лет.
• обогащение предметно-развивающей среды по темам «Народная игрушка», «Моя семья».