МААМ-картинки

Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания

Мария Райымбекова
Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из основных задач ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие»- является формирование у детей первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование основ этих представлений начинается в младшем дошкольном возрасте. Для детей 2-3 лет этот процесс начинается с формирования первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении, воспитания чувства привязанности к родному дому, семье, родному детскому саду. В дальнейшем, при условии правильной организации воспитательного процесса, на этой основе сможет сформироваться чувство любви к своему Отечеству, к своему народу.

Публикация «Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания» размещена в разделах

Следует отметить достаточное количество методических пособий по социальному, познавательному развитию детей, но в тоже время, практически нет пособий, раскрывающих работу воспитателя 1 младшей группы по формированию первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении как основы патриотического воспитания в ДОУ.

Данная потребность определила выбор темы нашего исследования.

Первым шагом нашей работы стала разработка тематического плана на год, с определением тем, в процессе изучения которых малыши получат первые представления о ближайшем социуме. Такими темами стали: «Мы пришли в детский сад», «Я и моя семья», «Город, в котором я живу», «Народная игрушка».

Далее был составлен перспективно-тематический план работы на год с указанием итогового мероприятия в каждой изучаемой теме:

№ Тема Итоговое мероприятие

1. Мы пришли в детский сад. Развлечение «День рождение группы»

3. Я и моя семья:

Создание коллективного коллажа с фотографиями детей. Семейные посиделки.

7. Народная игрушка Праздник народной игрушки. Инсценирование русских народных песен «Посреди двора ледяная гора»

11. Город, в котором я живу:

Спортивное развлечение «На дорогах родного города»

Следующим шагом стало перспективное планирование каждой темы, где определялась интеграция содержания образовательных областей. Так, например, в процессе изучении темы: «Мы пришли в детский сад» решались следующие задачи:

Образовате

льные области Содержание образовательных областей

Физическое развитие Развивать интерес и желание участвовать в подвижных играх. Ходить и

бегать, не наталкиваясь друг на друга. Менять направление в соответствие с указанием педагога.

Формирование умение мыть руки с помощью взрослого. Пользоваться индивидуальными предметами : полотенцем, салфеткой, горшком. Называть органы чувств.

Речевое

развитие

Находить по словесному указанию педагога предметы и игрушки в группе. Обогащать словарь детей : существительными, обозначающими названия игрушек и предметов; прилагательными, обозначающими их величину, цвет; глаголами, обозначающими действия с ними. Называть сверстников по именам.

Использовать малые фольклорные формы в режимные моменты. Договаривать знакомые слова при чтении знакомых стихов Рассматривать рисунки в книгах, называть знакомые предметы, показывать их.

Познавательное

развитие Находить спальную, игровую, умывальную, раздевалку в группе. Формировать представление о предметах и игрушках в группе, называть их свойства. Ориентироваться на участке. Сооружать постройки по образцу.

Социально-коммуникативное развитие Формировать навыки самообслуживания: одевать и снимать колготки. Убирать за собой игрушки с помощью взрослого. Развивать интерес к труду няни.

Развивать умение играть рядом без конфликтов, не мешая друг другу. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом. Поощрять проявление заботы о товарище: пожалеть. Называть свое имя. Умение ориентироваться в помещении группы и участка.

Формировать представление о безопасном поведении в помещении группы и в играх с песком на участке.

Художественно-эстетическое развитие Развивать желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические движения.

Развивать интерес к изоматериалам. Рисовать длинных и коротких вертикальных линий. Знакомить с глиной. Развивать умение раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней. Рассматривание оформление группы.

Далее осуществлялось календарное планирование на каждый день недели, с учетом рекомендации кафедры теории и методики дошкольной педагогики НИРО, планировали организованную образовательную деятельность днем, индивидуальную образовательную работу с детьми утром и вечером, образовательную деятельность в режимные моменты утром и вечером, прогулку, и самостоятельную деятельность детей.

Следующим шагом - стала организация воспитательно-образовательного процесса в группе по изучению детьми содержания темы.

Первой темой стала - «Мы пришли в детский сад». От того как пройдет первое знакомство ребенка с новым для него окружением будет зависеть многое. Эта работа началась с создания теплой, уютной атмосферы в группе. Каждый день ребенка в детском саду старались наполнить радостью, яркими событиями, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми:

• Для формирования умения называть сверстников по именам проводились игры:

«Кто у нас хороший?», «Подари мяч тому, кого я назову», «Чей ящичек?», «Как зовут твоих друзей»

• Для установления доброжелательных отношений к сверстникам проводились игры

«Пузырь», «У Ванюшки день рождение».

• Для проявления сочувствия к другим детям, определения эмоционального

состояния другого ребенка проводились игры: «Поможем Юре», рассматривание сюжетных картин «Спасаем мяч», «Помогаем товарищу». В игре «Вежливый медвежонок» дети учились говорить ласковые слова медвежонку. Если ему нравилось, он приветливо махал лапой, если нет- наклонял мордочку вниз.

• Игровая ситуация «Про девочку Машу», была использована, чтобы помочь детям

понять, как мама переживает утреннее расставание с дочкой. Рассказывает о том, как можно прощаться с мамой, говоря ей: «До свидание,мамочка»

• Для формирования умения играть рядом без конфликтов организовывались

игровые ситуации: «Кормление кукол, Купание кукол», рассматривание сюжетных картин «Дети играют пирамидками», «В песочнице».

• Для формирования положительного отношения к детскому саду организовывались

предметные игры с новыми для ребенка игрушками, подвижные игры с яркими атрибутами, эмоциональное исполнение песенок, потешек. Театрализованная игра «Кукла Катя показывает концерт» демонстрировала многообразие игрушек в детском саду,

• Для ориентировки в пространстве группы организовывались игры «Поручение»,

«Сделай, что я скажу», «Угадай, где у нас…»

Итоговым мероприятием было «День рождение группы» с приглашением родителей.

Следующей темой стала - «Я и моя семья». В рамках которой происходило формирование элементарных представлений о самом себе, о своей семье, формирование навыков ухода за собой:

• Для узнавания себя и членов семьи на фото проводилось рассматривание

семейных фотографий: «Как я расту»; игра «Где твоя мама?»,составление совместных коллажей.

• Для формирования представлений о членах семьи проводилась игровые ситуации:

«Мама дорогая крепко любит нас», «Дружная семья, «У бабушки в гостях» .

• В формировании эмоционально положительного отношения к членам семьи

помогало чтение художественной литературы:»Что бабушка подарила Аленке», «маме надо отдыхать», «Самая любимая», «Помощница», Пальчиковая гимнастика : «Семья», «Где мой пальчик».

• Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка», учила детей говорить ласковые

слова маме.

Сюжетные игры-ситуации в семью: «Мама готовит обед», «Бабушка моет посуду»,

«Папа чинит игрушки» знакомит с семейными обязанностями ее членов.

• Ласковые колыбельные настраивают на теплые семейные отношения.

• В продуктивных видах деятельности «Галстук для папы», «оладушки для любимой

мамочки» дети проявляют заботу о своих родителях.

Итоговым мероприятием стали семейные посиделки.

В конце года проводилась работа в рамках темы «Мой город», знакомящая детей с машинами, улицами, дорогами города, с учреждениями ближайшего окружения-больницой, магазином: с городскими профессиями- водитель, продавец, врач.

Для этого использовались подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Самолеты», «Поезд»

• Для формирования представлений о транспорте использовалось рассматривание

сюжетных картин «Едем в автобусе», «Делаем машину». На прогулке наблюдали за проезжающим транспортом, за разгрузкой продуктов на кухню.

• Для знакомства с городскими постройками организовывалось

конструирование из строительного материала «Постройка гаража», «Постройка моста», «Постройка дороги»

• Для формирования представлений о профессиях организовывались

сюжетные игры-ситуации в магазин: Привоз товара – разгрузка, Взвешивать на весах – продавать, Покупать продукты- складывать в сумку. Сюжетные игры-ситуации в больницу: Осмотр больного - делать укол (давать лекарство)

• Театрализованные игры «Веселый автобус», «Вот поезд наш едет», «Как

машина зверят катала» знакомила с правилами поведения в общественном транспорте

Важным направление явилось взаимодействие с родителями, планирование которого также происходило в рамках изучаемой темы. Так, например, в течении изучении темы «Мы пришли в детский сад» было проведено: родительское собрание «Теперь мы ходим в детский сад», индивидуальные беседы «Соблюдение режима дня в выходные дни», индивидуальные и подгрупповые консультации «Воспитание культурно-гигиенических навыков дома», семейный диалог-клуб «Навыки самообслуживания», письменная консультация «Адаптация в детском саду».

Таким образом, уже в 1 младшей группе была начата работа по формированию первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении, заложена основа дальнейшей работы гражданско-патриотической направленности. Результаты наблюдений за детьми в конце года позволили говорить об успешности проведенной работы и позволили выделить следующие позитивные эффекты в поведении детей :

• называют свое имя, свой пол, имена членов семьи,

• называют имена воспитателей,

• ориентируются в помещении группы и участка детского сада

• называет предметы ближайшего окружения

• здороваются и прощаются при встрече, благодарят за помощь, подарок.

• с интересом слушают народные сказки, потешки, песенки

• следят за действиями героев кукольного театра

• подпевают вместе с воспитателем в песне музыкальные фразы.

• играют рядом со сверстником

• стремятся соблюдать правила поведения в детском саду, на улице

• проявляют отрицательное отношение к грубости, жадности.

• наблюдает за трудовыми действиями воспитателя и младшего воспитателя.

Перспективы дальнейшей работы:

• апробация и корректировка системы работы по формированию первоначальных представлений о ближайшем окружении у детей 2-3 лет.

• обогащение предметно-развивающей среды по темам «Народная игрушка», «Моя семья».

Публикации по теме:

Ознакомление с городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Открытое музыкальное занятие в рамках проекта «Формирование патриотического воспитания в музыкальной деятельности»Открытое музыкальное занятие в рамках проекта «Формирование патриотического воспитания в музыкальной деятельности» Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего.

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 1 слайд Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 2 слайд Проблема Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего.

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов.

Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к малой Родине — Кубани (фотоотчет)Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к малой Родине — Кубани (фотоотчет) Выступление на МО в МБДОУ д/с № 42 26.11.2015 г. Тема МО: «Формирование основ нравственно-патриотического воспитания посредством любви к.

Организация гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста Цель: - актуализация знаний детей о родном хуторе, - знакомство с архитектурными памятниками; - знакомство со старинными легендами о хуторе,.

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста УДК ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Науменко Светлана Васильевна студентка 3 курса направления.

Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» (старшая группа) Отчет «Уголок природы — центр формирования элементарных представлений о природном окружении» старшая группа №2 Отчет «Уголок природы — центр.

Консультация «Семейные традиции-основа воспитания детей» Семейные традиции- большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря им в доме формируется благоприятный.

Краеведческие экскурсии — основа патриотического воспитания дошкольника (фотоотчет)Краеведческие экскурсии — основа патриотического воспитания дошкольника (фотоотчет) Цель: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с содержанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 11:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование первоначальных представлений о социальном окружении у детей 2–3 лет как основа патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Мария Райымбекова (УИ 435960) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД