Надежда Приказчикова
Формирование первичных представлений дошкольников о труде взрослых средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у воспитанников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам. Трудовое воспитание дошкольников в современном обществе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Формирование первичных представлений дошкольников о труде взрослых средствами проектной деятельности» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает знакомство с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении ребенок сталкивается с трудом взрослых. В настоящее время, когда в нашей стране процветает как вынужденная, так и добровольная безработица, которая порождает нежелание трудиться, особое значение приобретают вопросы формирования у подрастающего поколения гуманного отношения к окружающим, воспитания положительного отношения к труду.
Приобщение к труду занимает одно из ведущих мест в истории педагогики. Проблема приобщения к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов и психологов прошлого: Леонтьева А. Н, Нечаевой В. Г, Крупская Н. К, Буре Р. С. Рубинштейн С. Л. и тд.
Рубинштейн С. Л. писал, что труд направлен на создание общественно полезного продукта, что это всегда выполнение определенного задания; весь ход деятельности должен быть подчинен достижению намеченного результата; труд требует поэтому планирования и контроля исполнения, всегда заключает определенные обязательств и требует внутренней дисциплины. [Рубинштейн 1998]
Леонтьев А. Н. связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. Им была выдвинута гипотеза о том, что сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношения к ней субъекта», а главным толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности — коллективного труда». [Леонтьев 1977]
По мнению Крупской Н. К., трудовое воспитание должно быть сотрудничеством воспитателя и воспитуемого, семьи и детского сада. Она подчеркивала, что труд детей должен быть посильным и интересным. Одним из средств трудового воспитания этот педагог выделяла знакомство детей с трудом взрослых, что расширяет их кругозор.
В организации трудового воспитания Крупская Н. Г, опираясь на возрастные и половые особенности детей, считала необходимым привлекать к бытовому труду и самообслуживанию как девочек, так и мальчиков. [Крупская 1959]
В своих работах Нечаева В. Г. подчеркивала, что трудовое воспитание необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста, когда отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру. Она глубоко рассмотрела проблемы взаимосвязи труда дошкольников с игрой. Она отмечала, что в играх дошкольники любят отражать труд взрослых и взаимоотношений. [Нечаева 1980]
В работах Буре Р. С, Годиной Г. М. показана роль социально-значимой мотивации как основного компонента трудового процесса. Маркова Т. Я. отмечала, что бережность формируется из правильного отношения к труду окружающих. Важно, чтобы ребенок на опыте убеждался в величайшей пользе труда для других. [Маркова 1991]
Неверович Я. З. придает большое значение овладению ребенком орудиями труда, что позволяет добиваться целесообразных изменений предмета деятельности, то есть получения продукта. [Неверович 1995]
В современных исследованиях отмечается, что трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда.
Формирование системных знаний о труде взрослых предполагает ознакомление дошкольников с конкретными трудовыми процессами, раскрытие центральной системообразующей связи понятия – преобразование человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результат труд, удовлетворяющий потребности человека.
В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движения в труде, полученный результат формирует умение создавать, ценить, беречь, то есть обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.
Детский сад является первой и важной ступенью трудового воспитания подрастающего поколения. Дошкольный возраст детей является более благополучным периодом для развития любознательности, что позволяет сформировать у детей потребность в самостоятельной деятельности с учетом их желаний и интересов.
Главным в формировании у ребенка стремления к трудовой деятельности- знакомство с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных профессиях взрослых, о значении труда в жизни людей. Ребё нок повсюду: в детском саду, в семье, сталкивается с трудом взрослых, что имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Перед общественностью встает проблема трудового воспитания на новом этапе. Теперь педагогам необходимо сформировать такие качества личности ребёнка, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Именно эти качества востребованы обществом в настоящее время.
Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. На протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растёт и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остаётся ведущим видом его деятельности. Дети играют присваивая себе роли врача, продавцов, поваров, водителей и т. д. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых : значительная часть труда взрослых происходит не на глазах у детей, за большинством профессий нет возможности наблюдения.
Поэтому необходимо найти пути и формы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее удачные для влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.
Правильно отобрать содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста. При этом очень важно как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется педагог. Наиболее удачны и убедительны живые образы, настоящий пример профессий взрослых, также наблюдения за трудом взрослых и экскурсии обеспечивает наиболее четкое представление. Наглядно воспринятое требует, дальнейших бесед, с помощью рассказов педагога уточняются, закрепляются, и дополняются сведения, полученные во время наблюдений. В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений.
В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество информации, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познании и возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему. Знакомство с трудом взрослых и самостоятельная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.
Выбор профессий, с которыми педагоги знакомят детей, определяется по следующим факторам: с учетом возраста детей, профессий родителей группы, интересов детей, а также со взаимодействием с социальным окружением рядом с ДОУ (магазин, аптека, почта, школа).
Самым удачным является метод проекта, так как основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Также проектная деятельность развивает творческие способности как самих дошкольников, так и педагогов, но и родителей детей. Для этого педагогам необходимо сотрудничать с родителями, и налаживать партнерские отношения для блага детей.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Представим проект по ознакомлению детей дошкольного возраста 5-7 лет с трудом взрослых "Работа всякая нужна, работа всякая важна". Данный проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения поставленной проблемы и применять их на практике, он разработан на основе интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования и предусматривающий активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.
Вид проекта : познавательный, информационный, групповой, долгосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель проекта : Знакомство детей с различными профессиями и формирование у дошкольников первых трудовых навыков.
Задачи проекта :
• Способствовать расширению уточнению представлений о разных видах труда.
• Создать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
• Пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
• Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду.
Срок осуществления проекта : учебный год.
Деятельность педагогов :
1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с профессиями.
2. Изучение календарей с целью получения информации о профессиональных праздниках.
3. Наблюдение за ближайшими профессиями внутри ДОУ.
4. Изготовление макета календаря профессий. Календарь представляет собой папку состоящей из 12 листов (по количеству изучаемых профессий за год). Сюда входит конспекты занятий, изображение символов определенной профессии, фотографии, рисунки детей, стихи. К календарю прилагается пособие состоящие из конспектов занятий, материалов для бесед, игр, конкурсов, экскурсий и других форм работы.
Деятельность детей : экскурсии, беседы, праздники, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование.
Деятельность родителей : беседа с детьми, рассказы о профессиях, прогулки и экскурсии с познавательной целью, помощь в создании коллекций, макетов и альбомов.
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта : информация из книг, нормативных документов, журналов, музейных архивов и Интернета.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта : наборы конструктора, фото детей с родителями, видеозаписи: взаимодействия с социальными партнерами, целевые прогулки, мероприятия совместно с родителями и работниками предприятий, дидактические игры, картотека музыкальных произведений о по тематике проекта, мультимедийное оборудование, подборка дидактического материала на тему «Профессии», картотека с мультфильмами о труде.
Результаты работы:
• У детей сформировалось понимание значения слова «профессия».
• Создана новая система трудового воспитания в ДОУ.
• У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности. Прослеживается положительная динамика развития трудовых навыков и умений у дошкольников.
• В результате реализации проекта у педагогов сформированы положительная мотивация и навыки овладения методикой игрового взаимодействия с детьми.
• Разработаны методические рекомендации по ознакомлению детей с профессиями.
• Созданы календари профессий; конспекты тематических занятий.
• Оформлена выставка детских работ «Работа всякая нужна, работа всякая важна».
• Игровая развивающая среда пополнена сюжетно-ролевыми играми по ознакомлению детей с профессиями.
Проведенная работа позволила подвести детей к важному выводу: правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Труд - это сложный вид деятельности. В полном объеме со всеми специфическими компонентами он проявляется в период взрослости. С трудом связано развитие сознания человека и его становление как субъекта деятельности.
Теоретический анализ трудов отечественных ученых, специалистов в области дошкольного воспитания, свидетельствует о том, что накоплен значительный теоретический материал и опыт практической деятельности в формировании трудовой деятельности и некоторых ее качественных проявлений, таких как трудолюбие, положительное отношение к труду. Наблюдения за организацией и руководством трудовой деятельностью детей в дошкольных учреждениях показывают, что традиционная методика трудового воспитания способствует развитию исполнительности, накоплению трудового опыта ребенка. Ознакомление с трудом взрослых ставит цель дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии в 2-х т. / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 1998.-180 с.
2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – 4-е изд. – М. : изд-во МГУ, 1981. – 584 с.
3. Крупская Н. К. О коллективном труде детей / Н. К. Крупская // Крупская Н. К. Пед. соч. : в 10 т. – М., 1959. – Т. 4. – С. 175-177.
4. Буре Р. С. Учите детей трудиться / Р. С. Буре, Г. Н. Година. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
5. Сайгушева Л. И. Технология приобщения дошкольников к труду : учебное пособие / Л. И. Сайгушева. – Ростов н/ Д : Феникс, 2013. – 221,[1] с.
6. Маркова Т. А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Маркова // Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1968. – С. 38-133.
7. Неверович Я. З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста / Я. З. Неверович // Изв. АПН СССР. -1995. – Вып. 64. С. 128-149.