Светлана Дорохова
Формирование патриотизма у старших дошкольников средствами ознакомления с историей Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Важная роль в приобщении дошкольников к патриотическому воспитанию принадлежит информационно-коммуникационным технологиям. Внедрение ИКТ в образовательный процесс, наряду с другими средствами, призвано обогатить представления детей об окружающем мире, расширить опыт и знания, повысить мотивацию к познанию. Поэтому я включаю ИКТ в образовательный процесс. Например, видеолекции - это организационная форма досуга с использованием специально подготовленных видеоматериалов и игровых заданий. Темы здесь обширны и дифференцированы в зависимости от возраста детей. В своей работе я использую прослушивание аудиокассет с записями Кубанского казачьего хора, просмотр исторических фотоматериалов, просмотр дисков с древними обрядами и кубанскими праздниками. Я активно использую презентации в своей работе, удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация позволяет составить материал с учетом индивидуальных особенностей детей, тем, целей, структурных компонентов урока. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.
Публикация «Формирование патриотизма у старших дошкольников средствами ознакомления с историей Кубани» размещена в разделах
Использование ИКТ в дошкольных учреждениях необходимо и эффективно. Критериями эффективности работы по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ являются - положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационных знаний о краеведении, интерес детей, родителей и учителей к истории родного края.
(Чтобы любить Родину, нужно знать, за что ее любить, нужно знать ее историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы сможем создать необходимые условия для преемственности духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота и гражданина.
Д. С. Лихачев
Чувство любви к родной земле, городу, селу должно формироваться у детей с дошкольного возраста. С раннего возраста необходимо воспитывать в ребенке эмоционально положительное отношение к месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, желание больше узнать об особенностях родного края, его истории. Дошкольный возраст - важный период для формирования личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержат его интерес к прошлому и настоящему, воспитают любовь к своей Родине, своей земле. В этом и заключается цель моей работы.
Цель патриотического воспитания :
Знакомство детей с национальным и культурным наследием, историей и традициями своего народа, своей родной земли.
Задачи:
* Знакомить с историей, культурой, географическими особенностями родного края.
* Развивать познавательные способности, интерес к жизни кубанского народа в разные исторические времена, к природе и людям труда, творческие и интеллектуальные способности, культуру речи.
* Воспитывать патриотические чувства – любовь к местам, где живет ребенок, к Родине, родной земле; уважение к природе; чувства сопереживания и гордости за свой народ, желание приумножать его достижения.
Что касается традиционного воспитания на Кубани, то оно началось задолго до рождения ребенка. Старики всегда заботились о том, чтобы у их внуков были достойные отец и мать. Поэтому с детства ребенок должен знать всех своих бабушек и дедушек и, соответственно, относиться к ним с чувством глубочайшего уважения и почтения.
В настоящее время большое значение имеет поиск и развитие инновационных форм работы по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ, внедрение которых способствовало бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Реализация регионального компонента осуществляется во всех возрастных группах в непосредственной образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Региональный компонент предусматривает:
- создание программы на основе местного материала с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле;
- знакомство детей с национальным культурным наследием: образцами национального местного фольклора, народными художественными промыслами, национальными культурными традициями, произведениями местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Дети вместе со взрослыми изучают традиции и обычаи своих предков, особенности их характера и народов своих соседей. Компоненты духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на примере истории, быта и культуры малой Родины активно вовлекаются во все виды деятельности с детьми и взрослыми:
- в непрерывной непосредственной образовательной деятельности;
- в совместной деятельности педагога с детьми по всем основным направлениям развития ребенка;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в совместных мероприятиях с родителями учащихся;
- работать с обществом города.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ ДСКВ № 29 г. Ейска МО Ейский район является воспитание патриотических чувств дошкольников. Какой бы большой ни была наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мы родились и выросли на Кубани. Не зря нашу Кубань называют жемчужиной и житницей России, ведь ее земля обильна и плодородна, ее народная культура уникальна и самобытна, славны военные и трудовые подвиги и традиции Кубани.
Основной формой реализации патриотического воспитания в дошкольном учреждении является организация и проведение комплексных и комплексных занятий с детьми с использованием ИКТ. Эффективность таких занятий заключается в том, что они могут сочетать знания из различных областей: природы, художественной литературы, произведений изобразительного искусства и музыки. Эти занятия также сочетают в себе различные виды художественной деятельности: музыкальную, театральную, речевую, изобразительную деятельность дошкольников. Можно совместить два вида деятельности, например, музыкальную и визуальную, музыкальную и театральную. Основная цель таких занятий - возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Комплексные праздники и развлечения с использованием ИКТ также являются плодотворными формами работы с детьми в этом направлении.
С первых уроков видно, что дети очень серьезно относятся к изучению материала по патриотическому воспитанию. Детей очень интересуют такие темы, как: "Я и моя семья", "Моя малая родина", "Родная природа". Дети приносят в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывают интересные истории из семейной жизни. На тему "Моя малая родина" мы проводим много бесед, экскурсий, наблюдений. Дети с большим удовольствием делятся своими впечатлениями от увиденного, вместе с родителями готовят рассказы о подвигах людей, именами которых названы улицы нашего города. Они принимают активное участие в фольклорных фестивалях, развлечениях, играют в казачьи игры. Дети эмоционально, осмысленно рассказывают о животном и растительном мире своего родного края. Ребята с радостью помогают нам в посадке цветов, уборке территории. У них новое отношение к окружающей среде : о том, что ты любишь, нужно заботиться.
В работу по патриотическому воспитанию я включаю беседы о своем родном городе, регионе, городах России с использованием ИКТ, рассматриваю тематические альбомы, иллюстрации, организовываю выставки детских предметов искусства. Чтобы дети знали свою историю, чтили наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. В детском саду мы устраиваем встречи с пожилыми людьми, "Посиделки", где смотрим семейные альбомы, поем кубанские песни.
Кубанский край представлен моделью "Казачьей избы", посудой, предметами быта, одеждой. В избе есть русская печь, стол, накрытый белоснежной скатертью, деревянные лавки, сундук, посуда. В красном углу – как и положено на Кубани - икона. Но это не музей, а место для занятий и игр. Педагоги нашего дошкольного учреждения работают над повышением своей профессиональной квалификации. Педагогические советы, семинары, практикумы, консультации с использованием ИКТ проводятся в нетрадиционной форме. Это прослушивание аудиокассет с записями Кубанского казачьего хора, просмотр исторических фотоматериалов, просмотр дисков с древними обрядами и праздниками (старинные свадьбы, проводы в армию, народные фольклорные праздники). Региональный компонент включен во все виды детской деятельности: игровую, трудовую, познавательную, творческую.
Поддерживая интерес детей к событиям и явлениям общественной жизни, мы беседуем с ними о том, что их интересует: "Откуда наши корни?", "Наша большая Родина", "Ремесла и промыслы на Кубани", "Выдающиеся личности в истории Кубани", "Природа Кубанского края", "Памятники Второй мировой войны", "Символы Российского государства, Кубань".