Любовь Горелова
Опыт работы по формированию патриотических чувств у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Опыт работы по формированию патриотических чувств у детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г. Южи
Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста
(из опыта работы)
Выполнила: воспитатель Горелова Л. Ю.
Очень благоприятным периодом для развития, формирования и воспитания в целом является раннее детство. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать.
Публикация «Опыт работы по формированию патриотических чувств у детей раннего возраста» размещена в разделах
Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками и потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русские народные сказки и песни.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И первым этапом воспитания патриотизма можно считать формирование отношений в родной семье.
Ведь благородное чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, сестрам и братьям. Если в семье есть свои традиции и привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать и трудиться; то это все постепенно и основательно входит в личный опыт ребенка, как самые приятные и памятные воспоминания, которые хочется переживать снова и снова.
Следующим, и не менее важным этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста, можно считать поступление его в детский сад и формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная ответственность и нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его разностороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
К основным задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста относится:
1. Воспитание любви и заботы о семье, доме, детском саду и родном городе является важной задачей родителей и педагогов. Это помогает детям развивать чувство принадлежности и уважение к своему окружению.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому также имеет большое значение. Ведь природа является источником жизни и нам необходимо беречь ее ресурсы. Учить детей ценить природу и ее богатство - задача, которую мы не должны забывать.
3. Уважительное отношение к труду - важный аспект воспитания. Знание того, как важна трудовая деятельность для общества и личного саморазвития, способствует формированию ценностного отношения к труду, трудолюбию и уважению к труду других людей.
4. Развитие интереса к русским традициям помогает детям узнать свою культуру и историю. Узнавая о национальных обычаях и праздниках, дети формируют свою идентичность и укрепляют чувство принадлежности к своему народу.
5. Приобретение элементарных знаний о правах человека и развитие чувства ответственности также являются важной задачей воспитания. Дети должны знать свои права и обязанности, а также осознавать свою ответственность за свои поступки и выборы.
6. Формирование взаимопонимания и дружбы является ключевым воспитательным задачей. Дети должны научиться общаться, слушать и понимать друг друга, развивать эмоциональную интеллектуальность. Умение дружить и строить отношения с окружающими людьми - это навык, который будет полезен на протяжении всей жизни.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях и в играх, в труде и в быту.
Работая с детьми раннего возраста, большое внимание уделяю понятию «семья». Провожу этические беседы о семье, о близких родственниках («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой», готовлю с детьми подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха, День Победы. Ежедневно организуем пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка», сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»). С музыкальным руководителем разучиваем песни о маме и семье не только к тематическим мероприятиям, но и в повседневных занятиях.
Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей считаем дидактические, которые можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную). Рассмотрим дидактические (социально-нравственные) игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры подбираю те, что связаны с семьёй и детским садом.
Игра «Мой адрес» (к концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес)
Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей.
Оборудование: мяч
Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Наш детский сад» (Эта игра подходит и для второй младшей группы детского сада. Проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду.)
Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках; воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть, повара, завхоза и т. д.).
Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т. д.).
Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.
Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т. д.
Игра «Добрые слова»
Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т. д.).
Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Как я дома помогаю»
Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи
Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок.
Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.
Игра «Дружная семейка»
Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)
Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»:
(пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём
Игра «Профессии»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т. д., и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т. д.
Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.
Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К. Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышами мы поливаем цветочки на клумбе и в групповой комнате, убираем веточки и листья осенью детскими граблями,
а детскими лопатками убираем снег с дорожки в зимний период, сгребаем песок в горку после игр в песочнице, вывешиваем кормушки и подкармливаем птиц зимой и т. д. Не забываем и про игры во дворе во время прогулок. Организатором таких игр являются взрослые (мы- воспитатели, а также привлекаем и старших детей.
С детьми раннего возраста совершаем прогулки по территории детского сада и игровой площадке, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая погодные и сезонные изменения.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящих патриотов, любящих свою Родину.
Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.