носова татьяна
Формирование осознанного понимания значения семьи; принятие семейных ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассмотреть из чего складывается семейное хозяйство и домашний труд, познакомить с особенностями распределения обязанностей в семье.
Задачи:
• Развивать мышление, память, внимание.
• Создавать условия для применения усвоенных знаний
• Формировать нравственные нормы как решающие регуляторы общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;
Публикация «Формирование осознанного понимания значения семьи; принятие семейных ценностей» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• Дать понятие о значении коммуникации в межличностном общении;
• Формирование осознанного понимания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного и заботливого отношение к членам семьи; принятие ценности семейной жизни.
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Обсуждение темы
4. Итог занятия
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели занятия
-Ребята, много говорили с вами о семье. Что такое семья? Зачем она нужна человеку? Какое значение имеет семья в жизни человека? Сегодня на занятии мы поговорим о том, без чего не может существовать ни одна семья. Объясните пословицу «В прилежном доме густо, а в ленивом пусто».
-Мы сегодня поговорим о семейном хозяйстве, о совместном труде. Тема нашего занятия называется «Семейное хозяйство».
3. Обсуждение темы
- Важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.
Семья, дом- это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но и прежде всего для детей. А взрослые - их первые наставники.
-Ребята, как вы думаете, совместный труд, помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности? (Ответы детей.)
- Совершенно верно. Совместный труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности, среди которых есть жизненно важные. От труда всех членов семьи зависит ее благополучие. Однако единого рецепта относительно распределения обязанностей в семье быть просто не может. Как вы думаете, почему?
-Вы знаете, что семьи бывают разные по своему составу, способностям и возможностям участия в совместных делах. Поэтому дать один для всех совет, как лучше распределить обязанности, трудно.
Главное – желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта.
- Каждая семья заинтересована так, организовать, совместный труд, чтобы лучше удовлетворить свои потребности. Домашние дела найдутся для всех домочадцев. Кому- то лучше дается ремонт квартиры или бытовой техники, а кому- то – работа на кухне. Главное, чтобы в семье царили трудолюбие и взаимопомощь.
Важно облегчить ведение домашнего хозяйства, чтобы сохранить силы и время для интересных и полезных дел.
-Как вы думаете, почему у одних членов семьи хозяйственные дела получаются лучше, чем у других? (Ответы детей.)
- Правильно. Это зависит во многом от умений, мастерства, которыми владеет человек. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь.
Дом – это огромное поле деятельности. Каждый из членов семьи выполняют те или иные обязанности.
-Какую работу выполняют мужчины и женщины в домашнем хозяйстве?
-Как вы думаете, какую работу могут делать совместно все члены семьи? (огород, урожай, ремонт, уборка дома)
-Почему необходимо справедливо распределять домашние обязанности? По утверждению специалистов, за тот промежуток времени, пока хозяйка развешивает белье, она теряет энергии больше, чем тракторист, работающий такое же время на тракторе. Час утюжки равняется часу активной) работы каменщика.
-По подсчетам социологов, на домашнюю работу женщина тратит около 40 часов в неделю, т. е. столько же, сколько и на профессиональную деятельность.
-АКакие обязанности выполняет каждый из вас в группе? (Ответы детей.)
-Попытайтесь ответить на вопросы, используя свой опыт. Согласны ли вы с таким выводом: облегчить домашний труд помогают не только полезные предметы, но и сами люди? (Ответы детей.)
- Правильно. Все члены семьи должны помогать друг другу, брать на себя обязанности другого, проявлять желание сделать что- либо для семьи, даже если об этом не просят.
- А теперь мы совершим путешествие в прошлое.
В первобытной общине труд делился между ее членами по возрасту и полу: женщины занимались преимущественно поиском съедобных растений (собирательством, мужчины - охотой. Дети до 9-11 лет большую часть времени проводили с женщинами, учились находить съедобные растения и вести хозяйство.
В Древней Руси домашняя хозяйственная работа делилась на мужскую и женскую. Мужчины занимались ремонтом, плели лапти, корзины, лепили глиняную посуду. Женщины ухаживали за скотиной, пряли, ткали, шили одежду, готовили еду для всех домочадцев.
Когда из села стали уходить в город на заработки, домашних дел у мужчины поубавилось, несмотря на то, что женщины наравне с мужчинами работали на фабриках и заводах. Нагрузка у хозяйки значительно выросла : после рабочего дня, такого же, как и у мужчины, ей приходилось топить печку, таскать воду, мыть, стирать, латать, готовить.
Мальчики с 5-6 лет учились ездить верхом, гоняли скот на водопой. К 14 годам подросток не только ходил с отцом на охоту, но и умел управляться с косой, серпом, топором. Он помогал отцу на пашне и мог заменить его в любой домашней работе.
Девочки с 6 лет начинали осваивать прялку, с 10 лет учились шить. К 12 годам они могли полностью вести хозяйство, носить воду на коромысле, стирать, доить корову, стряпать, присматривать за младшими детьми.
Всех детей приучали к строгой дисциплине, порядку, подчинению старшим.
- Как вы думаете, что изменилось в содержании домашнего труда современной семьи? (Ответы детей.) У нас появились помощники бытовая техника, изменился образ жизни, людей. Вода в кране, отопление, одежда в магазине.
Давайте вспомним
Посмотрите на картину А. А. Пластова «Ужин тракториста». Ответьте на вопросы. Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой - как помощь-обязанность?
-Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства. Почему же их действия имели разный результат?
-Правильно. Старуха была жадная и жадность ее и сгубила. Матроскин был экономный.
-Ребята, скажите, как можно увеличить благосостояние семьи? (Ответы детей.)
- Верно, трудолюбие членов семьи помогают увеличить ее благосостояние, экономить ресурсы и тем самым развиваться семейному хозяйству. (Починить, отремонтировать. Не покупать новое,мебель своми руками, съэкономить, самим сшить одежду, связать и т. д.)
-В чем разница между домом в деревне и квартирой в городе с точки зрения ведения домашнего хозяйства?
-В чем преимущества и недостатки проживания в каждом из указанных жилищ?
Работая в группах, обсудите проблему справедливого распределения домашних обязанностей. Представьте свои выводы, отобразив их наглядно на ватмане.
Постарайтесь участвовать в этом, следуя таким советам:
- добросовестно выполняй свои обязанности по хозяйству, не перекладывай их на других;
- научись обслуживать себя самостоятельно;
- помогай младшим и пожилым людям в обслуживании себя;
-уважай труд других, будь аккуратным и бережливым;
- будьте экономными
Я надеюсь, что знания, полученные на занятии, вы будете использовать всегда.