Анастасия Беляева
Отчет из опыта работы: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников. Работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. я представляю вашему вниманию доклад на тему: «Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников в рамках регионального проекта: «Моя семья» через взаимодействие с родителями». (Слайд 1)
«Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал».
Е. А. Мухачёва
Публикация «Отчет из опыта работы: „Формирование традиционных семейных ценностей у дошкольников, Работа с родителями“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Понятие о семье у человека формируется на протяжении всей жизни. Чем взрослее человек, тем больше он понимает ценность существования семьи. Лишь в семье мы получаем любовь, доброту и понимание. Именно эти качества закладываются в нас с момента рождения. Поэтому так важно для ребенка, какие люди окружают его, в какой семье он растет. Семья – это первая ступень развития личности. Детский сад для ребенка – это следующая ступень его социального развития.
Ребенка в дошкольном возрасте нужно подготовить к будущей жизни и умственно и психологически, научить элементарным знаниям, навыкам общения, а главное – любви и заботе. Воспитывать ребенка в детском саду, формировать представление о семье, семейных ценностей, не узнав максимально подробностей из его жизни, практически невозможно.
Ведь, как говорил Д. Сеттерфилд : «Семья – это узорчатая паутина.
Невозможно тронуть одну ее нить, не вызвав при этом вибрации всех остальных. Невозможно понять частицу без понимания целого…»
Поэтому уже с первых дней посещения ребенком детского сада мы начинаем тесно сотрудничать с семьями воспитанников.
Создавая условия для плодотворного сотрудничества с родителями, а также формирования у дошкольников семейных ценностей я распределила свою работу в 4 направлениях : (Слайд 2) информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное, досуговое.
Информационно-аналитическое направление. (Слайд 3) Включает в себя: анкетирование.
При поступлении ребенка в детский сад родители заполняют анкеты, из которых мы узнаем социальный статус семьи, интересы ребенка, уровень образования родителей и место работы, адрес.
Также я использую такой метод работы, как посещения семей воспитанников на дому. Это позволяет мне узнать более подробно об условиях проживания ребенка, психологический климат в семье.
Особую роль в межличностных отношениях с родителями играет групповое собрание. Поэтому его провожу в нетрадиционной форме, через коммуникативные игры. После собрания, по желанию родителей, можно перейти на индивидуальную беседу. Такой метод работы позволяет мне разрешить накопившиеся вопросы.
В современном мире компьютерных технологий нельзя обойтись и без информации в интернете. В нашем детском саду функционирует сайт, где родители могут взять полезную для себя информацию, а также высказать свои пожелания.
Данные сведения используются при планировании организационно-педагогической работы с родителями и детьми, для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Познавательное направление. (Слайд 4)
Это направление включает:
• Выставки совместных работ.
Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали. Дети с удовольствием выполняют совместную работу.
• (Слайд 5) Открытые просмотры занятий очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение с другими детьми, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитания.
• (Слайд 6) Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Когда родители играют роль героя на празднике, их дети очень гордятся этим, делятся впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
• (Слайд 7) Совместное создание предметно-развивающей среды. Родители с удовольствием придумывают новые дидактические игры, делают их своими руками. Дети в свою очередь, принеся игру в детский сад, вовлекают всех детей в совместную деятельность и гордятся тем, что эту игру сделали их родители.
В этом году родителями была проведена объемная и плодотворная работа. Они помогли оформить участок для прогулок. Где своими руками сделали ярких сказочных героев и постройки для познавательно-исследовательской деятельности.
• (Слайд 8) Семейные проекты. В процессе организации проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива. Так, например, работая над проектом : «Моя семья» мы приняли участие в районном фестивале: «Семья – хранительница рода, опора мира и земли». Благодаря этому проекту дети овладели элементарными знаниями о семье и семейных ценностях. Работа над проектом : «Роль семьи в формировании здорового образа ребенка» позволила мне повысить уровень знаний детей и обогатить опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы и детьми.
Наглядно-информационное направление. (Слайд 9)
Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
• Стенды. На стенде помещается практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания, выставки творческой деятельности детей (рисунки, поделки)
• Папка-передвижка с консультациями, советами и рекомендациями
• Фотовыставки на различные темы, например: «Наша жизнь в детском саду», «С математикой в путь», «Здоровый образ жизни» и другие
• Выпуск стенгазет
Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и детей, даёт свой положительный результат.
Досуговое направление (Слайд 10)
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами, детьми и родителями.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
По данному направлению организовываем:
• Праздники, которые можно закончить чаепитием
• Совместные развлечения. Например: «Осенины», «Вместе с Кешей», «День Нептуна», «Масленица» и др.
• Мастер- классы: «Рисование на камнях», «Пальчиковые игры», «Дидактические игры своими руками» и др.
(Слайд 11)Таким образом, формирование семейных ценностей у дошкольников невозможно без участия родителей. Родители – наши помощники, поэтому необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём.
Ведь как говорил В. А. Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»