Ирина Звездина
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Актуальность:
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
Публикация «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
В ДОУ не обобщен материал по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально – исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это можно с полным правом считать, что семья была и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Вид проекта: Групповой, творческий.
Цель проекта: формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям.
Задачи:
Образовательные:
закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях;
сформировать представления генеалогическом древе семьи, происхождении семейного рода, фамилии;
углубить знания о профессиях членов семьи; понимать значение труда взрослых, особенностях их профессиональной деятельности;
показывать ребенку значимость семьи, родителей в его жизни и жизни общества;
развивать познавательные способности у детей, активно включать их в познавательно-поисковую деятельность.
Воспитательные:
воспитывать основы нравственных качеств: умения проявлять заботу о своих близких и оказывать посильную помощь;
формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества; чувства семейной сплоченности;
воспитывать любовь, уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье;
Участники проекта: Воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Целевая группа проекта: Проект адресован старшему дошкольному возрасту.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: с февраля по май.
Основные формы реализации проекта :
образовательная деятельность, игры, выставки, беседы;
рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций;
выставки детских работ по теме проекта в ДОУ;
дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
чтение художественной литературы по теме; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;
творческая речевая деятельность;
утренники, развлечения; конкурсы;
театрализованная деятельность;
сочинение рассказов и сказок о семье; видеопросмотры.
с родителями: Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; круглый стол; папки-передвижки, буклеты; конкурсы; семейная гостиная;
Методы и приё мы:
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников :
метод сравнения.
элементарный анализ.
метод моделирования и конструирования.
метод проектной деятельности.
метод вопросов – постановка вопросов детям, воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний :
игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа
Этапы проведения проекта
Период Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
Февраль
1 неделя • Сбор и анализ литературы по данной теме
• Диагностика детей Ст. воспитатель,
воспитатели
2 неделя • Консультации со специалистами
• Составление плана работы Воспитатели
3 неделя • Анкетирование родителей по теме проекта.
• Консультация для родителей
• Круглый стол: «Роль семьи в воспитании и коррекции речи детей» Ст. воспитатель,
Воспитатели
Учитель-логопед
4 неделя • Разработка содержание проекта
«Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель, воспитатели
Основной этап
Март
1 неделя • Сбор информации о семейных ценностях воспитанников
(фото, рассказы)
• Конкурс рисунков «Мама солнышко моё»
• Организация выставки «Мама солнышко моё» Воспитатели групп,
Родители
Ст. воспитатель
2 неделя • НОД по изобразительной деятельности на тему «Моя семья» «Портрет мамы (папы, др.)»
• Беседа на тему: «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
• Изготовление папки -передвижки «Домашние обязанности» Воспитатели
3 неделя • Индивидуальные беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам)
• Беседа-рассуждение «Можно ли человеку прожить без семьи».
• Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей».
• Родительское собрание «Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности» Воспитатели
4 неделя • Индивидуальные беседы с детьми на тему «Моя первая книга» (использование рассказов и рисунков детей о семье)
• Чтение: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», В. Осеева «Сыновья», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», Я. Аким «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения», стихи и потешки о семье. Воспитатели
Апрель
1 неделя • Индивидуальные занятия с детьми на тему «Я люблю свою семью» (создание фотоальбома)
• Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди». Воспитатели
2 неделя • НОД по образовательной области «Речевое развитие»
«Моя семья» (использование фотоальбома)
• Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
• Речевая игра «Назови родственников».
• Изготовление буклета «Распределение обязанностей в семье» Воспитатели
3 неделя Досуг «Семейные традиции»
Беседа на тему: «Моя родословная», «Я и моё имя» Ст. воспитатель, муз. руководитель, родители
4 неделя • Фотовыставка «Традиции моей семьи»
• Оформление памятки для родителей «Как приобщать ребёнка к традициям своей семьи». Воспитатели, родители
Ст. воспитатель
Завершающий этап
Май
1 неделя Изготовление с детьми мини – проекта «Генеалогическое древо моей семьи». Воспитатели
родители
2 неделя Беседа «Понравилось ли тебе создавать наше дерево?» Воспитатели
3 неделя Организация семейного мероприятия «Моя семья – мое богатство»
Воспитатели
Ст. воспитатель
Музыкальный руководитель
Родители
4 неделя Презентация мини выставки и проведение экскурсий для детей других групп и родителей. Ст. воспитатель,
Воспитатели
Родители
Предполагаемый результат проекта:
Умение составить свою родословную.
Умение составить рассказ о своей семье и профессии родителей.
Владение навыками продуктивной деятельности, составление и оформление фотоальбома.
Уважительное отношение к старшему поколению.
Бережное отношение к семейным фотографиям.
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
Повышение качества образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
Создание методической копилки по данной проблеме.
Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Возрастет уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Продукт проектной деятельности: фотоальбом «Традиции моей семьи» и альбом с рисунками о семье. Организация выставки творческих работ детей в детском саду. Консультации, памятки, папка-передвижка: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком», «Домашние обязанности». Буклеты: «Основы нравственных отношений в семье», «Распределение обязанностей в семье».