яна герасимова
Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
Досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей.
Публикация «Формирование семейных ценностей через организацию досуговой деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Досуговая деятельность в ДОУ должна осуществляться в тесном взаимодействии с родителями в соответствии с принципами, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
При условии соблюдения этих принципов, досуговая деятельность будет направлена не только на развитие познавательных и творческих способностей ребенка, но и на укрепление семейных традиций и ценностей.
Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:
1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;
2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);
3) праздники – сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;
4) самообразование – это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;
5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства.
Досуг дошкольника организуется взрослыми не только в дошкольных учреждениях, но и в семье. Семья и дошкольное учреждение - важнейшие институты социализации в период дошкольного детства. Это определяет необходимость поиска оптимальной модели их взаимодействия с учетом социокультурных традиций досуга, ведь для каждой страны характерны свои традиции проведения свободного времени, досуга.
Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности : игры, рисования, конструирования и пр. Вместе с тем анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности - участие в развлекательных шоу, просмотр концертов, спектаклей, мультфильмов.
Еще более непродуктивно проводится досуг в семье. В начале 2015 - 2016 гг. в ДОУ № 185 было проведено анкетирование родителей, направленное на выявление основных форм семейного досуга. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников старшей группы; в качестве наиболее часто используемых форм проведения досуга были отмечены : совместный просмотр телеперадач (80 %, походы в кино, кафе, торгово-развлекательные центры (70 %, компьютерные игры (60 %, поход в гости (40 %). Меньшинство родителей отметили такие формы проведения семейного досуга, как походы в театры и музеи (20 %, семейное чтение (15 %). Разумеется, такое проведение досуга можно назвать деструктивным; оно не способствует интеллектуальному и творческому развитию; скорее разобщает, чем сплачивает членов семьи.
Проблема в том, что большинство родителей, как показало анкетирование, не умеют организовать для своих детей досуг, способствующий укреплению семейных ценностей и традиций, приобщению к духовной культуре, расширению круга интересов и увлечений всех членов семьи.
Следовательно, дошкольная образовательная организация должна как взять на себя инициативу в организации тесного сотрудничества с родителями по проведению досуговых мероприятий в ДОУ, так и обучить родителей конструктивным способам проведения семейного досуга.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т. е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и в вечернее время для детей и их родителей - совместные походы, участие в спортивных мероприятиях, музыкальные и литературные гостиные, познавательно-игровые программы и др.
В МАДОУ № 185 г. Нижнего Тагила уделяется пристальное внимание организации досуговой деятельности детей и их родителей. В рамках досуговой деятельности проводятся следующие мероприятия:
- отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.
- развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т. д.);
- праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
- музыкально-образовательная деятельность – познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;
- творчество – мастер-классы для детей и их, которые предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности : рисунков, танцевальных движений, сказок и т. д.
Так, в 2015 - 2016 учебном году были проведены следующие досуги с участием детей и их родителей:
- «Путешествие в осенний лес»;
- «Путешествие в зимний лес»;
- «По страницам семейного альбома»;
- «Тайны бабушкиного сундука»;
- «Украсим дом своими руками»;
- «Времена года» (музыкальная гостиная);
- «По страницам любимых книг» (литературная гостиная);
- «В мире игрушек».
- «День семьи»;
- «Масленица»;
- Защита проектов, выполненных детьми совместно с родителями.
Досуговые мероприятия с участием детей и их родителей проводятся ежемесячно и включены в план воспитательной работы МАДОУ № 185, что позволяет говорить о систематичности и целенаправленности и систематичности досуговой деятельности в детском саду.
В конце 2015 - 2016 учебного года было проведено анкетирование родителей, направленное на оценку результатов досуговой деятельности. В анкетировании приняли участие 20 родителей воспитанников старшей группы. По мнению родителей, участие в досуговых мероприятиях повлекло за собой целый ряд положительных изменений в семейных отношениях :
- улучшение эмоционального фона в семье (65 %);
- укрепление детско-родительских отношений (70 %);
- появление в семье новых конструктивных способов проведения совместного досуга (75 %);
- появление совместных интересов и увлечений (80 %);
- укрепление семейных традиций (55 %).
Таким образом, целенаправленная досуговая деятельность в детском саду способствует укреплению семейных ценностей и традиций, расширению круга интересов и увлечений в семье, гармонизации взаимоотношений между детьми, родителями и другими родственниками, что говорит о необходимости дальнейшего осуществления досуговой деятельности, расширения ее направлений, поиска и апробации новых форм работы с детьми и их родителями по всем направлениям.