Марина Гаврилова
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
1. Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
средствами фольклора
2. Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.
3. Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
4. Экологическое воспитание детей – сравнительно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в наши дни. ФГОС ДО, вступивший в силу в январе 2014 года, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе Стандарта. Социальное значение экологического воспитания
– своевременно закладываются основы экологической культуры в личности ребенка;
- к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны, в первую очередь это мы, работники сферы дошкольного образования, и родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
5. Основной целью экологического воспитания и образования дошкольников является :
– формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой; - формирование основ экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально - чувственной и деятельной сфер личности.
Важными компонентами экологической культуры, как считают многие исследователи (Л. Бобылева,И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, являются экологическое сознание и деятельность в природе.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её, а также к людям, созидающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
6. Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами : в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на мой взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.
7. Дети должны знать истоки отечественной культуры, права и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».
8. А жизнь народа в далёком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями,
9. от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека.
10. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.
11. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
12. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер.
13. Основым содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли.
14, 15.
16. Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесет благополучие и радость в каждую семью.
17, 18.
19. Приход весны связан с прилётом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ,
20. люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края.
21.
22. Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней.
23. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимому существу, говоря нежно, ласково «берёзонька раскудрявая», «травушка – муравушка», «чисто полюшко».
24.
25. Особую ценность в работе с детьми по экологическому воспитанию представляют русские народные прибаутки, пословицы и поговорки,
26, 27. которые совершенно естественно вливаются сначала в пассивный, а потом и активный словарь ребёнка.
28. Целесообразным может быть использование в работе народных примет.
29. Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, и им будет интересно узнать, как наши предки предсказывали погоду по Солнцу,
30. по облакам, по ветру, по росе, инею, по разным предметам домашнего обихода, по растениям,
31. по поведению животных и т. д.
32. Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми сегодня очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному воспитанию детей.
33. В настоящее время существует достаточно много литературы, где представлен практический фольклорный материал, рекомендуемый для работы с дошкольниками. Использовать элементы фольклора нужно как в организованных формах обучения, так и в свободной деятельности.
Литература:
1. Иванова, Н. П. Фольклор для малышей. [Текст]/Н. П. Иванова, Г. А. Кривошеева. - Ульяновск, 2001. - 100 с.
2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [Текст]/С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
5. Померанцева, Э. В. Детский фольклор и русское народное творчество. [Текст] /Э. В. Померанцева. - М. : П., 2006. – 198 с.
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : общие положения (2014 г.) [Текст]