Татьяна Садовщикова
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: методы, виды образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: методы, виды образовательного процесса
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: методы, виды образовательного процесса» размещена в разделах
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе, умение увидеть и оценить ее красоту - должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает складываться его эмоциональная сфера. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано.
Целью экологического воспитания дошкольников, является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека и общества.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание, разработано много разных программ, авторами которых являются С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова, Н. А. Рыжова и др.
С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано.
Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, а и в планетарном масштабе.
Учитывая всё выше сказанное, считается, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой.
В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются :
Формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях природы. Решение этой задачи предусматривает изучение самих предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире.
Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.
Таким образом, связь между воспитанием экологического отношения к природе и ознакомлением с окружающим миром очевидна. При ознакомлении с окружающим миром обязательным считается раскрытие взаимосвязей между всеми живыми и неживыми существами в природе.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста построены на совместной деятельности обучаемых деток и непосредственно воспитателя. Педагог знакомит своих подопечных с природой, используя для этого:
1. Наглядные методы : рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов, диапозитивов. Считается, что именно эти методы наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные – очень яркие – представления о природе
2. Практические методы : моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами, систематизируя таким образом свои знания и переводя их в практическую сферу деятельности.
3. Словесные методы : беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя. Основная функция их – расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Дидактические формы экологического воспитания детей дошкольного возраста достаточно многообразны, что позволяет воспитателю всесторонне осветить тему, а детям – надежно закрепить в памяти изучаемый вопрос.
К ним относятся следующие виды образовательного процесса :
1. Занятия – ведущая форма организационной работы, позволяющая всесторонне ознакомить дошкольников с особенностями природных явлений. При использовании данной формы экологического воспитания педагог имеет возможность систематизировать знания детей об окружающей среде, учитывая при этом локальное природное окружение и возраст малышей. Занятия могут быть первично-ознакомительные, обобщающие, углубленно-познавательные и комплексные.
2. Экскурсии, походы – наиболее интересные и познавательные для малышей педагогические мероприятия. Наиболее рационально организовывать подобные мероприятия в разное время года, чтобы дети могли сравнить и проанализировать происходящие в природе изменения. Ведущим методом экологического воспитания в данном случае будет выступать наблюдение, направлять и корректировать которое – главная задача педагога.
3. Экологические праздники и досуги – вызывают у детей формирование положительного эмоционального отклика.
4. Знакомство с природой в повседневной жизни – обычно происходит во время ежедневных прогулок. Благодаря правильно построенным прогулкам дошкольники накапливают определенный опыт, развивают наблюдательность и получают огромное удовольствие от общения с окружающей средой. Элементарный поиск – представляет собой совместную работу детей и педагога, направленную на решение возникающих в процессе учебной деятельности или повседневной жизни познавательных задач. Наиболее интересны для детей варианты элементарного поиска, оформленные в виде квестов.
5. Экспериментирование. Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты, нужно давать детям возможность общаться, действовать с объектом природы, этими возможностями обладает эксперимент. Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ.
6. Проект. Акция. Этот метод стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражения и творческой деятельности. Он реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Для формирования у детей экологической культуры и экологического сознания используют – экологические акции - это социально значимые мероприятия. Их можно проводить как с детьми, так и совместно с их родителями. Акции имеют большое воспитательное значение для детей и служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.
Основной практической деятельностью воспитателей детского сада в границах эковоспитания дошкольников является подготовка материалов и оборудования для полноценной реализации всех методов и форм программы.
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников : создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учетом специфических природных и социальных условий большой страны.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития дошкольников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Итак, правильно воспитать ребёнка можно тогда когда соблюдаются единые требования, в детском саду и в семье. В этом необходимо оказывать помощь родителям, привлекать их к участию в совместных играх, досугах, праздниках. Задавать домашние игры-задания, лучше в занимательной форме, эти игры строятся на доверии. Важно организовать помощь ребёнку со стороны родителей, но тактично и без нравоучений и назиданий.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеньева В. П. Экологическое воспитание дошкольников. - М. :Феникс, 2007.
2. Венгер Л. А. Воспитание и обучение: (дошкольный возраст). – М. : Просвещение, 2009.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : Просвещение, 2008.
4. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М. : Владос, 2007.
5. Залкинд Э. И. Наблюдение природы и умственное развитие ребенка //Знакомство детей с природой /Под ред. Е. И. Волковой. – М. : Просвещение, 2009.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2007
7. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста : Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М. : АРКТИ, 2009.
8. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. – М. Новая школа. 2009.
9. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М. : Мозаика- синтез, 2008.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2009.
11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005.
12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
13. Рыжова Н. А. Развивающая среда для экологического образования. Методические рекомендации // Развивающая среда для экологического образования детей дошкольного возраста. - М. : Ресурсный центр «Мы и природа», 2010.
14. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду : Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. – М. : Карапуз, 2008.
15. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. – М. : Просвещение, 2009.
16. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
17. Федорова Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. – М: Феникс, 2005.