МААМ-картинки

Формирование основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

Одинец Дарья Александровна
Формирование основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

Тема: Формирование основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

2023г.

Академик Д. С. Лихачё в говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

Публикация «Формирование основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре» размещена в разделах

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

Для того чтобы понять сущность патриотического воспитания, необходимо разобраться, что же такое «патриотизм».

Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно.

Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа».

Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст и добавляют свои собственные определения и важные аспекты.

Так, например, по мнению Е. Н. Вороновой, патриотизм – соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

В. А. Сластёнин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине.

Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека».

Но отмечается, что в наше время многие родители больше всего озабочены добывание хлеба насущного. К сожалению, часто современные семьи не могут воспитывать своего ребёнка, как это было в прежние времена, на основе преемственных связей с прошлыми поколениями, так как дедушки и бабушки часто живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. А ведь дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребёнка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Также дети лишены возможности приобщиться к истории семьи, а ведь это создаёт условия для сопереживания, соучастия в семейных традициях. Редко дети слышат колыбельные песни перед сном, с потешками знакомят только в раннем детстве.

Дети не видят прекрасные образцы произведений искусства, не посещают выставки, музеи. Культурные программы сводятся к просмотру мультфильмов и посещению парка аттракционов – то есть к развлечениям, часто не несущим никакой смысловой и нравственной нагрузки. Основной целью посещения детского сада всё большее число родителей считает только умственное развитие: необходимость научить детей читать, считать, подготовить их к школе. Дома разрешают долго смотреть телевизор, где не все передачи предназначены для детского просмотра, играть в компьютерные игры, где встречается злоба и жестокость. У детей искажаются представления о доброте, милосердии, любви к людям, природе, справедливости. Даже существует такое понятие, как «нравственная свобода». Перефразировав его, получается, что мы живём во времена «свободы от нравственности». Уже в младших группах детского сада видно, что многих детей отличает потребительское отношение к жизни, взрослых воспринимают только как источник подарков, игрушек. Нередкими стали проявления агрессивности и жестокости по отношению к своим сверстникам.

У ребёнка, который не видит в своём ближайшем окружении предметов русского народно-прикладного искусства, не знает народных игр, не слышит песен, никогда не появится интерес к русской культуре. Такой ребёнок не осознает связи с прошлым своего народа, не научится любить и ценить его.

Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, и кому, как не воспитателю, нужно взять на себя роль человека, который познакомит ребёнка с русской народной культурой, покажет её красоту и разнообразие. А через различные активные формы работы разбудит интерес к родной культуре и природе, что приведёт к воспитанию чувства любви к Родине, гордости за достижения своей страны, уважению к народным традициям.

Народная культура является источником развития патриотических чувств у детей. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций — воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности.

Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основным его патриотических чувств и любви к Родине.

С целью проведения мероприятии и выявления эффективности работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников образовательная область социально-коммуникативное развитие «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». В нем приняли участие 40 детей средней группы в возрасте 4-5 лет. Результаты диагностики показали, что в начале года 11,1% детей имеет низкий уровень, у 47,2% детей имеет ниже среднего и 41,6% детей имеет средний уровень. прилагается диагностическая карта – таблица 1

Месяц Мероприятие Содержание работы Цели

Февраль Увлечение моей семьи Повторение членов семьи, беседа о том, чем занимаются родители и что любят делать вместе с детьми, чтение стихотворении, д. игры, пал. гимнастика Формирование у детей представлений о семейных ценностях и традициях

Блинок под чаёк Беседа о масленице, продолжать знакомить с праздничными народными песнями, заучивание закличек. потешек, разучивание народных игр «Горелки», «Ручеёк», изодеятельность лепка блинов Расширение представлений о праздновании «Масленица»

Март Матушка родная. Беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Чтение р. н. с «Волк и семеро козлят», самостоятельный рассказ «какая моя мама», изодеятельность «Мамин портрет», чтение стихотворении Воспитание любви и уважения к маме, бабушке, женщине.

Музыкальный вечер потешек, прибауток Заучивание потешкек, прибауток, (колыбельная, русскими народными песнями, закличками, частушками) Приобретение знании у детей о устном народном творчестве

Апрель Проект «в гости к весне» Беседа о русских обычаях встречи весны.

Разучивание песенки «Галочка ключница», русских народных попевок «Кукушка», «Скворец», «Грачи-киричи» Ознакомление с весенними закличками, народными играми

Проект «Пасхальное яйцо» Изучение темы дома «что такое пасха», беседа «Чудо - писанки», проведение игры «катание яиц», изодеятельность «окрашивание яиц», заучивание примет Приобщение детей к традициям народной культуры, вызвать интерес к православному празднику

Мая Выставка «Руки - не для скуки» Продолжить знакомить детей с русскими народными художественными промыслами (дымка, хохлома, городец, гжель, изодеятельность лепка дымковской игрушки Изготовление детьми дымковской игрушки

Литература:

1) Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»// М. : ЦГЛ, 2005, 205 стр.

2) Моя страна: возрождение национальной культуры и воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие / [сост. В. И. Натарова и др. ]. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с. - (Патриотическое воспитание дошкольников).

3) Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. «Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей» (программы, конспекты занятий, методические рекомендации)/ – Моска:АРКТИ,2003. – 168 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

4) Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России» : Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003. – 184 с.

5) Князева, О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» : программа : учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СанктПетербург : Детство-Пресс, 2002. - 300 с

Прикреплённые файлы:

patriatizm_2gqf4.pptx | 18772,55 Кб
 
Публикации по теме:

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре
Опубликовано: 29 апреля 2024 в 17:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД