Елена Бойко
Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Включённость дошкольных образовательных учреждений в современное социокультурное пространство страны и региона позволяет выстраивать гуманистически ориентированный образовательный процесс, целью которого является не только стремление удовлетворять разнообразный спектр потребностей и возможностей ребёнка и родителей, но и выполнять государственный и социальный заказ – осуществлять воспитание подрастающего поколения.
Публикация «Формирование основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, кроме прочего обязана отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В данном случае мы говорим о региональном компоненте программы. Именно за формирование этого компонента отвечает ДОУ и именно формирование данной части программы вызывает больше всего сложностей.
Инновационная деятельность призвана обеспечить формирование и реализацию в ДОУ регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательным областям «Социально-коммуникативое развитие» и «Познавательное развитие».
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативое развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Определенный шаг в решении данной задачи сделан в ходе принятия федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Так, ФГОС начального общего образования определяет целенаправленное формирование гражданской идентичности личности как актуальную задачу воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации.
Между тем в образовательной среде отмечается огромный шаг вперед по вопросу преемственности между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, в том числе и в вопросе формирования гражданской идентичности ребенка. Все это связано со вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором четко прослеживается тесная взаимосвязь дошкольных учреждений и школы.
В этой связи, требуется новое качество управления гражданским воспитанием в ДОУ на основе культурно-исторического системно-деятельностного подхода, которое обеспечивается сущностными характеристиками управленческой деятельности : анализом, экспертизой, рефлексией, коммуникацией и проектированием. При этом в качестве результата оценивается не сумма усвоенных представлений, а способность ребенка использовать имеющиеся представления в ходе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности по решению поставленных проблем совместно с взрослым.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход в управлении формированием основ гражданской идентичности ребенка эффективно может быть реализован в процессе проектной деятельности воспитанников. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, лежащей в основе проектирования, относится к задачам реализуемым в рамках образовательной области «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая направлена на формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Дошкольные учреждения рассматриваются как часть общего образования, общие теоретические позиции формирования гражданской идентичности младших школьников нельзя перенести в дошкольную практику из-за специфики функционирования дошкольного учреждения. Поэтому возникает необходимость разработки многоуровневой технологии управления формированием гражданской идентичности детей дошкольного возраста. В этой связи следует учитывать то, что этнополитическая модель российской гражданской нации (по проекту Концепции поликультурного воспитания) включает три основных уровня :
базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;
национально-территориальный (базовый политический, состоящий из населения субъектов Российской Федерации;
национальный (общегосударственный, объединяющий граждан России в единую национальную общность.
Воспитание – участие взрослых в процессах развития, взросления и социализации детей.
Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Основная цель гражданского воспитания – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т. п.
Патриотическое воспитание – воспитание любви к Родине, преданности ей, ответственности и гордости за нее, желания трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.
Идентичность – свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
Гражданская идентичность – осознание личностью своей принадлежностью к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющая определенный личностный смысл.
Структура гражданской идентичности – когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности) эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности, деятельностный (поведенческий – гражданская активность) компоненты.
В основе модели формирования основ национально-территориальной гражданской идентичности воспитанников в процессе проектной деятельности лежат следующие принципы:
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Центральное место в модели формирования основ национально-территориальной гражданской идентичности воспитанников отводится педагогическому потенциалу историко-культурных традиций Белгородской области, а в числе основных его составляющих, неразрывно связанных с традиционными ценностями, историей и культурой, можно выделить:
исторические и культурно-нравственные ценности, значимые в национально-территориальном самоопределении белгородцев – исторические события, имена, символы, святыни, в том числе религиозные;
территорию, особенно чтимые места, осознаваемые и как общенародная ценность и как духовно-нравственная категория – в представлениях детей о понятиях «малая родина», «родная земля», «дом», «семья», «Отечество», «святое место»;
традиции и праздники Белгородчины, в том числе светские, народные, православные.
Соответственно, выделяем четыре базовых элемента данной модели:
во-первых, формирование у детей представлений об исторических, культурно-нравственных ценностях;
во-вторых, организация проектной деятельности детей и взрослых как способа деятельностного воспитания и развития ребенка;
в-третьих, организация эффективной системы повышения квалификации педагогических работников по проблеме формирования основ национально-территориальной гражданской идентичности дошкольников;
в-четвертых, продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам осуществления проектной деятельности и представления ее результатов.
Таким образом, для всестороннего и гармоничного развития дошкольников педагогам необходимо грамотно организовывать проектную деятельность, включающую:
1) мероприятия, направленные на повышение социальной компетентности, гражданской идентичности через беседы, чтение книг, просмотр сюжетных картинок и фильмов, составление самостоятельных рассказов детьми;
2) мероприятия по закреплению полученных знаний на практике: через организацию совместной деятельности, показания примера на собственном опыте и др. ;
3) мероприятия по снижению у детей уровня тревожности, агрессии, негативизма, повышению самооценки и уверенности в себе;
4) обучение навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через беседы, моделирование ситуаций, проигрывание ролей, способствовала становлению социальной компетентности воспитанников детского сада.
Список литературы:
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий — Волгоград: Учитель, 2007 — 203 с.
Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 168 с.
2. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской — М. : ТЦ Сфера, 2011. - 160 с.
3. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2012 — 80 с.
4. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ — М. : ТЦ Сфера. 2012 — 128 с.