Першина Любовь Вениаминовна
Формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на педагогическом совете ДОУ
с мультимедийной презентацией
В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить. воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Публикация «Формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. В России происходит становление новой системы образования, ориентированной на приверженность демократическим ценностям. При этом акцент делается на воспитание таких качеств юных граждан России, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родин, любовь к родному дому, природе, культуре своей страны через осознание исторических событий.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то останется навсегда. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, уважение к правам и свободам человека.
Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II : «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек».
Что же такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? По словарю Даля Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя патриотизм как любовь к Родине.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Эмоциональное восприятие родного дома, своих родителей, своего двора, улицы, района, звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, песен и разговоров местного населения, их обычаев, образа жизни и культуры поведения, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Проводя параллель с нынешним временем, стоит вспомнить слова академика Лихачё ва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Несомненно, основы ценностного отношения к окружающему миру закладываются в детстве. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольные берёзы, трепетные осинки и понимают, что это всё красиво и дорого, потому что это наша Родина.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Необходимо именно в этом возрасте донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
Сегодня в дошкольном образовании нравственно-патриотическое воспитание выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих формировать у детей навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить проектная деятельность.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
Участниками проекта могут быть дети, их родители, педагоги детского сада. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
Выделяют следующие этапы выполнения проекта :
1. Подготовительный этап.
В него входит определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, выбор темы и типа проекта.
2. Этап целеполагания
На этом этапе происходит формулирование цели предстоящей работы, выяснение потенциала каждого участника проекта для его выполнения, установление возможностей для реализации проекта; определение предполагаемых результатов.
3. Этап планирования
Связан с составлением развернутого плана деятельности по достижению цели, подготовкой необходимых материалов, распределением заданий между участниками.
4. Исполнительский этап
Заключается в выполнении основных мероприятий, необходимых для поставленной цели. Основные виды деятельности на этом этапе – организация выполнения работ; разработка необходимых документов; непосредственное выполнение работ, предусмотренных проектом, получение продукта, результата деятельности.
5. Презентационный этап
На этом этапе происходит представление результата проектной деятельности.
6 Рефлексивно-оценочный этап
Основные его составляющие – подведение итогов; оценка результатов; подго-товка итогового документа.
Метод проектов актуален и очень эффективен в социально – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. Он даёт ребёнку возможность экспери-ментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Тип нравственно – патриотического проекта можно охарактеризовать как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей.
Начиная работу над проектом с любой нравственно – патриотической тематикой важно, чтобы цель состояла в воспитании патриотических чувств, гражданской принадлежности, привязанности к Родине, формировании у детей осознанного отношения к знакомству с историческими событиями прошлого и настоящего своей страны, привитии чувства гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине, и желания быть защитником своей Отчизны.
Если сформулировать широко задачи проектов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников то они будут следующими:
- воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному краю;
- развитие интереса к родной природе, культуре, русским традициям и промыслам;
-расширение представлений о родном городе, о России, как о родной стране, о Москве, как о столице России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- расширение кругозора детей; знакомство с историческим и культурным наследием родной страны, с именами героев России, их подвигами.
-развитие чувства гордости за соотечественников, ставших героями прошлого и настоящего, за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений
-знакомство детей с военными профессиями, родами войск, военной техникой; привитие желания быть защитником своей Родины.
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Возможные темы проектов по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ:
- «Россия – Родина моя!»
- «Родной свой край люби и знай!
- «Будем Родине служить»
- «Моя малая родина»
- «Моя семья»
- «Страна, ее символика. Культура и традиции»
- «Земля – наш общий дом»
- «Этих дней не смолкнет слава»
- «Я помню, я горжусь!»
Ожидаемыми результатами проектов по нравственно-патриотическому воспитанию являются:
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства;
- историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
- приобщение к общечеловеческим ценностям; повышение социальной компетентности дошкольников;
- вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, помощь в формирование правильного отношения родителей к развитию своего ребёнка.
Судьба нашей страны и ее завтрашний день во многом зависят от того, какие качества мы сможем воспитать в тех, кто определяет будущее России.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.