Татьяна Ионова
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Пояснительная записка
1. Описание опыта работы
2. Перспективное планирование
3. Мониторинг
Пояснительная записка
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.
Публикация «Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.
Поэтому, считаю актуальным: помочь детям войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности.
Целью методической работы является создание системы педагогического воздействия направленной на формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми : привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.
3. Формирование желания заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее; развитие сочувствия, отзывчивости.
4. Воспитание скромности, умения проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
5. Формирование умения спокойно отстаивать свое мнение.
6. Развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения.
7. Обогащение словаря детей вежливыми словами.
1. Описание опыта работы
В работе с дошкольниками освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение всех поставленных задач.
Данные задачи решаю в специально организованной игровой деятельности, НОД, которые способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивая нравственные мотивы поведения.
Для организации работы по данной теме «Формирование основ общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста» я подобрала и изучила методическую литературу, на основе которой разработала:
- перспективные планы на старшую, подготовительную группы
- картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;
- консультации для родителей и педагогов (наглядно – письменные и устные)
- семинар – практикум для воспитателей по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;
- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»
- картотека «Загадки о вежливых словах».
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности и формируются основы общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Для этого в групповой комнате оформила игровые зоны, также театрализованные, дидактические, настольные игры. У нас в группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это строительный, моторно-двигательный уголки, уголок для девочек.
Играя с детьми, старалась способствовать развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Работа начиналась на основе простых игр и упражнений, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».
Для детей старшего дошкольного возраста игры и упражнения усложнялись, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки» помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.
На протяжении всей работы, по приобщению детей к правилам и нормам общения, у них прослеживался повышенный интерес и желание играть, обучаться и общаться.
Игры и игровые упражнения использовала как в непосредственной образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах.
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры и навыки общения - это показывать пример из личного опыта. С целью привлечения всех участников воспитательного, образовательного процесса, использую разнообразные формы работы с родителями (наглядная информация, консультации, родительские собрания, дискуссии, анкетирование). Так же были предложены родителям консультации в индивидуальной форме по темам : «Воспитание дружеских взаимоотношений в игре», «Учим детей общаться», «Для чего ребенку нужно общение».