МААМ-картинки

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками

Светлана Козлова
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном развитие детей : социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» размещена в разделах

ФГОСы [5] предполагают создание условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагают: обеспечение эмоционального благополучия в детском учреждении, поддержку индивидуальности и инициативы детей, а также установление правил взаимодействия в разных ситуациях и создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Существуют возрастные особенности детей среднего возраста. В игровой деятельности у них проявляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.

Взаимоотношение со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В играх начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

В младшей группе я использовала малоподвижные игры для сближения детей друг с другом и воспитателями. Эти игры раскрепощали детей, создавали радостное настроение и способствовали сотрудничеству и совместной деятельности. В этих играх задействованы все дети, например игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45]. Это игра-шутка, в основе лежит народная потешка, которая разыгрывается в движении. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью и в то же время, нужно ребенку – ведущему придумать движение не похожее на предыдущее и передать роль другому. Игра «Бабушка Маланья»[4; стр. 45] очень полюбилась детьми и они с удовольствием в нее играют. В эту игру можно играть, как утром, для раскрепощения детей, отвлечение от грустных мыслей, так и вечером, для создания непринужденной обстановки.

Для развития доброжелательных отношений в группе и дальнейшее сближение использовала игры «По дорожке Аня шла»[4; стр. 42], «Подарки»[4; стр. 34], «Зайчик»[4; стр. 40], «Узнай, кто тебя позвал»[4; стр. 97].

В этих играх развивается внимание, память, тренируется слуховой аппарат, определяются дети-лидеры, дети-организаторы.

Более сложными для детей были игры, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. Игра «Танец куклы»[4; стр. 32] организует поведение детей к совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавая их друг другу.

Игра «Дуди, дудочка, дуди»[4; стр. 31] учит считаться друг с другом, уступать главную роль и ожидать своей очереди в игре. Такие игры готовят к новой форме партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает замену, кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.

В утренние часы использую игру на приветствие «Мы любим друг друга»(по программе «Радуга», где дети дотрагиваясь друг другу до носика и щечек расслабляются, улыбаются друг другу, а обнимаясь чувствуют сближение, доброе отношение к себе. Игра «Гномы»детям очень нравится, потому что создает доброжелательное отношение между детьми и после этой игры можно перейти к другой совместной деятельности «взявшись за руки».

В своей работе с детьми использую массаж спины «Дождь, дождь», «Сварим щи» через эту деятельность ребята дотрагиваются друг до друга, стараются не делать больно, чтобы было приятно, а так же выполняет оздоровительную функцию.

В дальнейшем буду использовать психогимнастику, которая помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении:

• Выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием;

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

В своей работе использую упражнения на расслабление отдельных групп мышц: «Шалтай- Балтай»[3; стр. 84], «Фея сна»[3; стр. 86], «Холодно- жарко»[3; стр. 89].

Разработанные игры В. М. Минаевой дают возможность формировать адекватное эмоциональное состояние в коммуникативной сфере. Игры «Наседка и цыплята»[2; стр. 13], «Доктор Айболит»[2; стр. 15]. Я начала свою работу по этой методике с раздела «Природа», дети хорошо знают эти ситуации,подсмотренные из жизни. Игры развивают воображение, расковывают, сплачивают ребят.

Прежде всего такие игры показаны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, легкими задержками психического развития, такие дети есть во всех группах. Не менее важно использовать эти игры со здоровыми детьми с целью психофизической разгрузки.

Использую для снятия психоэмоционального напряжения детей ритмопластику В. Г. Алямовской, через эти упражнения происходит раскрепощение личности и поведения, позитивное восприятие окружающего мира. Упражнениях «Тучкины штучки», «Забавный дракоша»[1; стр. 57, 58] дети передают образы сказочных и литературных героев, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных.

Я думаю очень важно продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, развитию образа Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

Литература:

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002.- 80 с.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М. : АРКИ, 2001.- 48 с.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 160 с.

4. Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста- М. : Глобус, 2007.- 175 с.

5. ФГОСы: www. rg. ru /2013/ 11/25 dok- standart -dok. html

Публикации по теме:

«Организация сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками» выступление на родительском собрании Мы не можем и не стремимся научить ребенка учиться (учить себя сначала с помощью взрослого, а потом и без этой помощи). Далеко не всякое.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков сотрудничества со сверстниками муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4» Использование схем взаимодействия в процессе развития у.

Коммуникативные игры для дошкольников Коммуникативные игры для дошкольников Введение Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение.

Коммуникативные игры в детском клубе креативно-делового общения. Логопедическое занятие со старшими дошкольниками Логопед. Салам, исэнмесез, гут монинг, хэллоу, добрый день, здравствуйте! -Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить? (о том, как здороваются.

Опыт работы «Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется основное содержание выпускной квалификационной работы на тему: «Особенности.

Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками Опыт работы по теме: «Приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками» в старшей логопедической.

Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий.

Педагогические средства развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 17 октября 2013г. Приказом Министерства.

План самообразования педагога-психолога «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста» План самообразования педагога-психолога по теме: «Коммуникативные игры как средство развития детей дошкольного возраста»Муравьевой Лилии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 20:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Козлова (УИ 350839) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД