Елена Кузьмина
Формирование общения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Фундаментальные изменения, происходящие в современном образовательно-культурном пространстве, новая социокультурная ситуация, общественные запросы и потребности предусматривают утверждение приоритетности дошкольного образования, формирование в обществе понимания ранних этапов жизни человека как самого ответственного периода становления личности.
Публикация «Формирование общения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
В то же время в практике дошкольного образования имеется ряд противоречий между : значимостью развития общения старшего дошкольного возраста в игровой деятельности и субъектной несостоятельностью педагогических коллективов дошкольных учебных заведений интегрировать коммуникативный потенциал игры; формированием общения на этапе дошкольного детства, определенной базовым компонентом дошкольного образования, и отсутствием научно-методических разработок системы педагогического сопровождения формирования общения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Дошкольное образование является первым уровнем образования в единои системе непрерывного образования (ФЗ «Об образовании в РФ», в рамках которого происходит активное становление основ личности. Перед дошкольным образованием стоит сложная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую наи ти свое место в системе социальных отношении, постоянно в изменяющеи ся деи ствительности. В Федеральном Государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС До) большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативнои деятельности на всех этапах дошкольного детства.
В современном мире дети испытывают большие трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола. Низкии уровень сформированности коммуникативных умении как ключевои единицы коммуникативнои деятельности, коммуникативнои культуры и коммуникативных способностеи приводит к возникновению конфликтных ситуации, что препятствуют их общению, взаимодеи ствию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивнои социализации.
Общение и взаимодеи ствие дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровои. В период дошкольного возраста игра – ведущии вид деятельности детеи, в неи отображаются особенности и назначения предметов и функции окружающих людеи, их взаимодеи ствия и взаимоотношения.
Большое внимание отдается изучению взаимоотношении в игре. В игровои деятельности у детеи дошкольного возраста формируются умения в области общения. В совместнои игре у детеи возникает потребность в обмене высказываниями, возникает инициативныи диалог, которыи способствует согласованию и регуляции любои совместнои детскои деятельности. Ведущие педагоги и психологи подчеркивают: когда деятельность создает условия для объединения детеи, взаимоотношения формируются лучшим образом.
Игра - ведущее средство воспитания детеи дошкольного возраста, ее можно использовать для развития форм общения и формирования коммуникативнои деятельности, коммуникативнои культуры, коммуникативных способностеи. Для этои цели в педагогическом процессе используются разные виды, в том числе игры с правилами (дидактические, подвижные, коммуникативные). Отличительнои чертои таких игр является наличие правил регулирующих ход игр, поведение и взаимоотношения детеи. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, бытьтерпеливым и настои чивым, внимательным. Большая часть игр с правилами коллективные, они способствуют развитию способности замечать сверстника и воспринимать его как социальное существо, согласовывать с ним свои деи ствия, вступать в диалог, договариваться, взаимопомощи, расширяют словарныи запас. Они доставляют детям много радости, веселья и не заметно для самих детеи учат их общению со сверстниками, сотрудничеству, способствуют развитию доброжелательных отношении.
Однако, как свидетельствуют наши наблюдения, проведенные в период практики, и самоанализа педагогическои деятельности воспитатели не уделяют должного внимания формированию у детеи коммуникативных умении, не видят потенциал игр с правилами для решения задач развития общения и формирования коммуникативнои деятельности. В планирующеи документации данныи аспект практически не представлен. Это подтверждает необходимость и потенциальную возможность применения в практике предлагаемого нами плана педагогическои работы, направленнои на использование игр в процессе формирования коммуникативных умении у детеи старшего дошкольного возраста.
Проблема: Какие условия использования коммуникативных игр наиболее эффективны для формирования общения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования общения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста.
Предмет: коммуникативная игра как средство формирования общения между мальчиками и девочками.
Гипотеза: формирование общения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр будет эффективным если:
- развивать у детей положительное эмоциональное направление на сверстника в процессе выполнения игр
- включать комплекс коммуникативных игр в учебно-воспитательный процесс детского сада, т. е во все виды деятельности (игровую, познавательную и т. д)
- применять различные приёмы для развития интереса ребёнка к сверстникам в игре (показ способов действия, показ образца).
Цель работы: изучить влияние игр на формирование общения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста, разработать комплекс коммуникативных игр.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- выявить закономерности формирования общения с взрослыми и сверстниками;
- определить гендерные особенности общения дошкольников со сверстниками;
- выявить особенности использования коммуникативных игр в развитии общения дошкольников;
- изучить особенности общения мальчиков и девочек старшей группы МБДОУ «Детский сад №110»;
- провести комплекс коммуникативных игр для формирования общения мальчиков и девочек;
- дать оценку эффективности используемых коммуникативных игр в формировании общения мальчиков и девочек. Разработать рекомендации по использованию коммуникативных игр.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические аспекты исследовании развития в дошкольном возрасте игровои деятельности (Л. С. Выготскии, Л. Н. Галигузова, С. Л. Новоселова, Н. Я. Михаи ленко, Д. Б. Эльконин и др.); теоретические аспекты исследовании феномена общения и формирования коммуникативнои деятельности в дошкольном детстве (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина и др.).
Методы исследования: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, опытная работа.
Практическое значение исследования заключается в том, что разработано диагностическую и экспериментальную методики формирования общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, развивающую программу, система заданий для воспитателей по использованию игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учебных заведений в организации социально-коммуникативной и игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, преподавателями высших учебных заведений при составлении учебных пособий, учебников, для подготовки специалистов направления подготовки «Дошкольное образование», в системе последипломного образования и повышения квалификации и переподготовки воспитателей дошкольных учебных заведений.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Поставленная цель и задачи определили структуру даннои работы.
Во введении обоснована актуальность, определены объект, предмет, задачи исследования. Выдвинута гипотеза, поставлена цель работы. Выявлена практическая значимость исследования.
В первои главе выявлено закономерности формирования общения с взрослыми и сверстниками, определено гендерные особенности общения дошкольников со сверстниками, выявлено особенности использования коммуникативных игр в развитии общения дошкольников.
Во второй главе изучено особенности общения мальчиков и девочек старшей группы МБДОУ «Детский сад №110», проанализировано использование комплекса коммуникативных игр для формирования общения мальчиков и девочек, дано оценку эффективности используемых коммуникативных игр в формировании общения мальчиков и девочек.
В заключении представлены основные выводы и результаты исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Арушанова, А. Г. Образовательная область «Коммуникация» : Формы организации психолого-педагогическои работы/ А. Г. Арушанова// Современныи детскии сад. – 2011. No 2. – С. 1926.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детеи : Книга для воспитателеи детского сада. /А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
3. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика – педагогика развития/ Т. М. Бабунова. Магнитогорск: МаГУ, 2004. – 208 с.
4. Бегларян, А. А. Специфические особенности развития навыков общения у детеи с нарушением зрения в процессе межличностного общения. / А. А. Бегларян. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческии научныи форум» 2015. URL : https://www.scienceforum.ru/2015/
5. Безрукова, В. С. Основы духовнои культуры: энциклопедическии словарь педагога/ В. С. Безрукова. Екатеринбург 2000. 937 с.
6. Белошистая, А. В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста/ А. В. Белошистая // Пед. технологии. — 2010. — No 2. — С. 3-8.
7. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детеи младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. М: Просвещение, 1991. 207 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. —2е изд., дораб. /А. К. Бондаренко. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.
9. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. СПб. : Питер, 2008. – 273 с.
10. Гиппенреи тер, Ю. Б. Общаться в ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенреи тер. – Москва: АСТ, 2016. – 304 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевои. — СПб. : Питер, 2013.— 464 с.
12. Дошкольная педагогика : конспект лекции / Н. О. Пичугина, С. В. Ассаулова, Г. А. Аи дашева. Ростов н/ Д : Феникс, 2004. 384 с.
13. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведении - 8-е изд., стер. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М. : Издательскии центр «Академия», 2007. – 416 с.
14. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведении - 10-е изд., стер. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М. : Издательскии центр «Академия», 2009. - 416 с.
15. Кулешова, Э. В. Формирование коммуникативнои культуры дошкольников средствами игровых технологии : диссертация /Э. В. Кулешова. Тамбов, 2007. 147 с.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. / Под редакциеи Рузскои А. Г. — М. : Издательство «Институт практическои психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 384 с.
17. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисимна. СПб. : Питер, 2009. 320 с.
18. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. Балашов. : Николаев, 2005. – 76 с.
19. Мескон, М., Основы менеджмента. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М. : ДЕЛО, 1997. 492 с.
20. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования / Л. В. Коломии ченко, Ю. С. Григорьева, М. В Грибанова, Н. А. Зорина, Л. С. Половодова, О. В. Прозументик, Т. Э. Токаева; под ред. О. В. Прозументик, Н. А. Зоринои. Пермь. : Перм. гос. гуман-пед. ун-т, 2013. 300 с.
21. Михаи ленко, Н. Я. Как играть с ребенком 3-е изд., дораб. /Н. Я. Михаи ленко, Н. А. Короткова. – М. : Обуч, 2012. – 176 с.
22. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведении : В 3 кн. : Экспериментальная педагогическая психология и психодинамика /Р. С. Немов. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512с.
23. Панфилова, М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителеи /М. А. Павлова. М. : ГНОМиД, 2001. — 160 с.
24. Психология личности: конспект лекции / Т. В. Каратьян, Т. И. Гусева. Эксмо, 2008. 160 с.
25. Сафонова, О. Активизация речевого общения старших дошкольников / О. Сафонова // Дошкольное воспитание. 2009. No 1
26. Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина // Вопросы психологии. – 1996. No3. – С. 5 – 13.
27. Смирнова, Е. О. Ребенок — взрослыи — сверстник: методические рекомендации / Е. О. Смирнова. — М: МГППУ, 2003. — 140 с.
28. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О Смирнова, В. М. Холмогорова. М: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005. — 158 с.
29. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведении. /Е. О. Смирнова. М. : Издательскии центр «Академия», 2000. – 160 с.
30. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов и училищ / Е. О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384с.
31. Степаненкова, Э. Т. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведении – 2-е изд. испр /Э. Т. Степаненкова. – М. : Издательскии центр «Академия», 2006. – 368 с.
32. Утробина, В. Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику : автореферат /В. Г. Утробина. - М. - 1995.
33. Чернышева, В. Л. Социальное развитие детеи дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру / В. Л. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. – 156 с.