Валентина Гривина
Формирование нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой.
«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело»
В. Г. Белинский
Нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки и взгляды.
Публикация «Формирование нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» размещена в разделах
Социальные условия определяют содержание и направление воспитания. Поэтому так важно выявить потенциальные возможности общественного окружения в процессе нравственного становления личности. Содержание нравственного воспитания объективно задано требованиями нашего общественного строя, это своего рода социальный заказ общества всем институтам воспитания: детскому саду, школе, вузу, производству. В основе содержания воспитания остается в нашем обществе неизменный, однако конкретное его наполнение меняется в зависимости от этапа развития общества, от возраста воспитанников, от их психологических возможностей в восприятии окружающего мира.
Общественная жизнь, явления, в ней происходящие, постоянно корректируют содержание нравственного воспитания. Именно поэтому конкретная разработка его всегда будет оставаться актуальной проблемой педагогики. При этом следует учитывать так же, что,конкретизируя содержание нравственного воспитания подрастающего поколения, нужно не только иметь в виду достижения и требования сегодняшнего дня, но и предвидеть задачи будущего.
Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринять, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий.
Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний.
Первые нравственные навыки дети получают в семье. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность и отзывчивость.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общественной морали, организации всей жизни дошкольников : деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Основополагающей базой категорий нравственного воспитания является понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.
Ребенок проходит свой жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает прийти ему к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением,нравственным чувством и сознание поведению, владению собой, само регуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.
В образовательной программе ДОУ, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и др. сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания старших дошкольников. В структуре так же заложен вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно- образовательного процесса. В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью. Потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям.
Актуальность данной работы в том, что в наше время необходимо развивать и совершенствовать у детей нравственные качества, которые помогут сформировать у них социально- коммуникативные умения, навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения.
Художественная литература, на мой взгляд, представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности художественная литература расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно – эмоциональную среду, в которой нравственные переживания обогащают и духовно развивают личность ребенка. Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость и другими. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Практика показывает, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые ими сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к произведениям.
При подборе, чтении (рассказе) воспитатель должен знать, какое художественное воздействие на ребенка и при каких условиях оказывает литература, опираться не только на само произведение. Выразительно читаемое, но и на психологический анализ того, что происходит с ребенком. Подбирая материал для чтения, следует учитывать ступени нравственного развития. Стремясь перевести ребенка с низшей на следующую, более высокую.
Актуальность темы данной работы привела меня к необходимости организовать педагогический процесс (а именно занятия) таким образом, чтобы знакомство с художественной литературой способствовало эффективному формированию нравственных понятий у дошкольников.
Произведения, используемые для формирования нравственных понятий
Нравственные понятия Задачи темы Литературный материал
Отношение к пожилым людям
Дружелюбие и агрессивность в отношениях людей
Милосердие и сострадание
Скромность и хвастовство
Трудолюбие и нерадивость
Честность и лживость
Справедливость и несправедливость
Долг и ответственность
Мужество и героизм
Защищать природу –значит защищать Родину.
Обида и прощение
Роль знаний в жизни человека
Щедрость и жадность
Гостеприимство
Храбрость и трусость
Что такое хорошо и что такое плохо
Уважение и любовь к женщине
Грубость и вежливость
Аккуратность и неряшливость
Правда и ложь Объяснить необходимость уважительного и заботливого отношения к бабушкам и дедушкам, а так же к незнакомым людям пожилого возраста. Учить понимать эмоциональное состояние людей по их внешнему виду.
Формировать позитивное отношение ребенка к себе и окружающему. Формировать дружелюбные, оптимистические отношения в детском коллективе. Рассказать о том, как можно успокоить человека, выразить хорошее отношение к нему при помощи добрых слов.
Воспитывать в детях внимательное,доброжелательное, чуткое отношение к окружающим. Формировать понятие милосердие, чувство сострадания. Воспитывать желание делиться с другими, приносить пользу.
Объяснять, что такие качества, как зазнайство, хвастовство разъединяют людей.
Формировать понятие трудолюбие и бережное отношение к результатам чужого труда. Воспитывать ответственность за качество выполнения порученного дела. Рассказать о значении труда в жизни человека и общества. Вырабатывать правильное отношение к трудолюбию и лени.
Убеждать детей в том, что ложь, обман ведут к потере уважения. Формировать правильное отношение к честности и лживости. Учить быть правдивым и ответственным. Приучать к мысли о неизбежности наказания за плохие поступки
Формировать понятие справедливость, Развивать чувство справедливости.
Формировать чувство ответственности перед другими. Учить соблюдать правила поведения в общественных местах.
Формировать чувство благодарности к защитникам. Учить замечать изменения эмоционального состояния окружающих. Формировать желание и умение приходить на помощь.
Воспитывать экологическое сознание. Убедить детей в необходимости бережного отношения к природе.
Формировать понятие того, что такое обида и прощение. Учить просить прощение и прощать.
Вырабатывать позитивное отношение к обучению. Воспитание чувство долга, ответственности.
Формировать отрицательное отношение к жадности. Учить делиться тем, что имеешь. Формировать чувство меры.
Учить гостеприимству, а так же правилам поведения в гостях, в том числе за столом. Закреплять формулы
знакомства, приветствия,
благодарности,
извинения.
Формировать представления о мужестве, самоотверженности,
подвиге и формировать
соответствующие понятия.
Воспитывать отрицательное отношение к трусости и
Положительное – к смелости.
Воспитывать желание защищать более слабых.
Вырабатывать правильное отношение к человеческим достоинствам и недостаткам. Учить различать
Плохие и хорошие поступки.
Учить детей заботиться о своем внешнем виде, приучать
Их к опрятности, аккуратности.
Показать детям, что народ одобряет в девочках (женщинах)
доброту, аккуратность,
трудолюбие, заботливость,
преданность.
Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Учить определять и адекватно оценивать проявления вежливости и грубости.
Прививать такие качества,
как опрятность,
аккуратность, навыки личной
гигиены.
Учить быть искренним,
честным. Русские пословицы;
Л. Толстой «Старый дед и внучек»;
В. Осеева «Просто старушка»,
«Печенье»;
А. Барто «Особое поручение»;
Л. Квитко «Бабушкины руки»;
С. Капутикян «Стала бабушка старой»;
И. Шаферан «Ая у бабушки живу»;
Ю. Тувим «Где очки?»;
Р. Гамзатов «У меня есть дедушка»;
А. Шибаев «Дед и внук».
Л. Толстой «белка и волк»;
С Маршак «Друзья – товарищи»;
С Михалков «Хорошие товарищи»;
В. Каверин «Цветик – семицветик»;
Бородицкая «Колдунья».
Г. Х. Андерсен «Девочка со спичками»;
А. Шишков «Нищенка»;
Е. Пермяк «Некрасивая елка»;
Дж. Родари «Голубая стрела» (отрывок);
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»
Русская народная сказка «Заяц- хваста»;
Д. Ушинский «Кто дерет нос кверху», «Ветер и солнце»;
Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца»;
А. Барто «Я с ней дружу»;
«Подружки»;
С Михалков «Аисты и лягушки», «Зайка – зазнайка»;
Л. Давыдычев «Омышке с золотым хвостиком, о мышке с серебряныым хвостиком и о мышке, у которой хвостика совсем не было»;
И. Демьянов «Сам виноват»;
Р. Сеф «Совет»;
А. Кузнецов «Поссорились»;
Г. Фиш «Леня и авторитет».
.
Н. Носов «Мишкина каша»;
Главы из повести «Приключения Незнайки и его друзей»;
Е. Пермяк «Пичугин мост»,
«Чужая калитка»;
А. Барто и Р. Зеленая «Ах,руки,руки!»;
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»;
Э. Хогарт «мафин печет пирог»;
В. Донникова «Канавка»;
Русские пословицы;
Украинская сказка «Колосок»;
И. Крылов «Стрекоза и муравей»;
К. Чуковский «Федорино горе»;
А. Барто «Я лишний»;
С. Михалков «Три поросенка», «Все сумею сделать»;
Н. Носов «Заплатка»;
Б. Заходер «Петя мечтает»;
М. Пляцковский «песенка лентяя»;
Э. Успенский «Если был бы
я девчонкой».
С. Михалков «Дядя Степа»,
Эпизод «Мальчик – вор и
мать»;
Л. Толстой «Лгун»,
«Косточка»;
В. Драгунский «тайное
становится явным»;
Н. Носов «Саша», «Огурцы»;
В. Зотов «Почему воробья
воробьем называют».
К. Ушинский «Сила не право»;
Л. Пантелеев «Честное слово»;
Е. Пермяк «надежный человек»;
В. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок»;
В. Берестов «Мастер Птица», «Петушки»;
Д. Биссет «Альбатрос и черепаха»;
Ю. Ермолаев «Силач».
В. Осеева «Хорошее», «Долг»;
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»;
А. Барто «Имя и фамилия»;
Е. Серова «Добрый великан»;
Р. Сеф «Странный человек»;
О. Дриз «Нужен он зимой и летом…»
Былина «Добрыня и змей»;
Русские народные сказки
«лиса и заяц», «Иван -царевич и серый волк»;
А. Барто «Вот так защитник»;
В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла»;
В. Осеева «На берегу реки»;
Л. Кассиль «Таран»;
С. Алексеев «Три подвига».
И. Никитин «Встреча зимы»;
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»;
С. Есенин «Белая береза», «Поет зима- аукает»; «Черемуха»;
Н. Рубцов «Про зайца»;
Э. Мошковская «Лесной оркестр», «Кузнечик»;
В. Сухомлинский «Стыдно перед Соловушкой»;
Р. Сеф «Сережа»;
А. Плещеев «Сельская песня»,
«Мой садик»;
Э. Шим «Очень вредная крапива»;
Ю. Тувим «Овощи»;
Н. Надеждина «Лук от семи недуг»;
Г. Виеру «Яблоня».
К. Паустовский «Теплый хлеб»(чтение с продолжением);
О. Лихачев «Кто есть кто»;
Русские пословицы;
Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»;
С. Маршак «Два кота»;
Е. Пермяк «Самое страшное»;
Э. Мошковская «Обида»;
Н. Юсупов «Простите»;
М. Либин «Мамочка, прости меня…»
Русские сказки «Мужик и медведь», «Умная внучка», «Как мужик гусей делил»;
О. Тихомиров «Держись, Михайло»;
М. Зощенко «Самое главное»;
М. Пляцковский «Чему учат в школе»;
В. Драгунский «перед сном».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Русская сказка «Золотой топор»;
Л. Толстой «Собака и ее тень»;
В. Осеева «До первого дождя», «Печенье», «Сторож», «Синие листья»;
Я. Аким «Жадина»;
Е. Серова «Нехорошая история».
Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
С. Маршак «Кошкин дом»;
Ю. Владимиров «Оркестр»;
А. Милн «Винни Пух и все-все-все….» (отрывок);
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»(отрывок);
Г. Остер «Вредные советы»(отрывок).
Русская сказка «Никита Кожемяка»;
С. Алексеев «Рассказы о Суворове»(любое произведение);
Л. Пантелеев «Трус»;
Е. Чарушин «Страшный рассказ»;
Н. Артюхова «Трусиха»;
Э. Киселева «Мальчик –огонек».
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
К. Чуковский «Мойдодыр»;
А. Барто «Ах ты,девочка чумазая». «Модница»;
Э. Успенский «Все в порядке»;
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»;
М. Зощенко «Галоши и мороженое»;
С. Маршак «Вот такой рассеянный»;
А. Барто «Сонечка»;
С. Михалков «Фома»;
Л. Яковлев «Что стряслось?»;
В. Драгунский «Сверху вниз,
наискосок!»;
Н. Носов «Прятки»;
В. Голявкин «Лукьян»;
Б. Заходер «приятная встреча»;
Г. Остер «Вредные советы».
Русские сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси –лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна –лягушка», «Финист- Ясный сокол»;
Г. Виеру «Мамин день».
Мексиканская сказка «Вежливый кролик»;
К. Ушинский «Два козлика»,
«Две козы»;
С. Михалков «Бараны»;
С. Маршак «Знал одного ребенка я»;
А. Барто «В театре», «Сильное кино»;
Н. Носов «Затейники», «Замазка»;
В. Драгунский «Где это видано,где это слыхано»;
Б. Заходер «Скрипач»;
Л. Фадеева «Первое выступление».
С. Маршак «Три феечки»;
И. Токмакова «Гном»;
В. Трубицын «Гном Апчхи»;
И. Демьянов «Замарашка»;
Г. Остер «Вредные советы»;
М. Потоцкая «Острое поросячье заболевание».
Пословицы;
Л. Толстой «Спасибо, что правду сказал»;
М. Зощенко «Не надо врать»;
В. Осеева «Что легче?»;
С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»;
С. Баруздин «За обедом»;
В. Голявкин «Друзья»;
Я. Полонский «Вот –те на! Разбила чашку.»;
А. Коваленко «На свете так бывает…»
Литература
1. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка//
Дошкольное воспитание. - 2007,№6.-с. 35-39
2. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2001.-№9.-с. 23-32
3. Свадковский И. Ф. нравственное воспитание. М. :Учпедгиз
4. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка//Эмоциональное
Развитие дошкольника/ под ред. А. Д. Кошелевой. -М. :Просвещение,1985.-с. 94-135
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010