МААМ-картинки

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам

Зульфия Исхакова
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы формировался на базе детского сада в течении года. Условием становления опыта стала работа по самообразованию с детьми старшего возраста.

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я выявила для себя одну из важнейших задач – формирование нравственных качеств. Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важную роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты могут навести ребенка на глубокое размышление. Поэтому свою работу по самообразованию начала с изучения необходимой литературы, составила план работы с детьми по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам.

Публикация «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам» размещена в разделах

Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень

остро. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены

представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости.

Наблюдая за детьми более старшего возраста, я выявила некоторую склонность к

враждебности: нежелание помогать другу в трудной ситуации, нежелание делиться

игрушками, отсутствие сострадания.

В наше время гаджетов, взрослые стали стали меньше читать детям. Очень хочется пробудить у ребенка любовь к книге начиная с детского сада. Как это сделать? На помощь нам приходит сокровище народной мудрости— народная сказка.

Сказки—это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной игровой форме.

Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче

приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как

личность.

В основу опыта положены следующие теоретические положения:

Закон Российской Федерации «Об образовании», где «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей».

Основная образовательная программа, где принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.

Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др.

Изучению русских народных сказок посвятили свои работы известные педагоги, писатели, сказковеды : к примеру, Ушинский считал, что чтение сказок играет большую роль в воспитании нравственных качеств детей, Лев Николаевич Толстой призывал в своих сказках делать как можно меньше зла и как можно больше добра а В. А. Сухомлинский писал : «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам, Для достижения цели были определены такие задачи, как, создание условий для приобщения к р. н. сказкам, через формирование представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, где есть добро и зло. Одной из значимых, была поставлена задача по оказанию помощи родителям в понимании ценности рус. народной сказки.

Во главе своей работы я выделила ведущей идеей то. что Сказка –доступный и незаменимый инструмент формирования нравственно здоровой личности ребенка.

С целью проверки выдвигаемых теоретических положений и решения поставленной цели была спланирована и проведена практическая работа., состоящая из 3этапов работы : аналитический, практический и итоговый.

Для начала своей работы я выделила несколько критериев, по которым можно было определить уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста : это

- отношение к взрослым с добротой и заботой;

- доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;

- употребление в речи вежливых слов;

- отрицательное отношение к грубости, жадности;

- оказание помощи другим детям, умение радоваться чужим успехам

В ходе мониторинга выяснила, что большинство детей испытывают трудности в задании на проявление отрицательного отношения к грубости, жадности. Также выявился недостаточный уровень сформированности доброжелательного взаимоотношения со сверстниками, только половина детей может спокойно играть под руководством воспитателя в небольшой подгруппе и делиться игрушками. У некоторых детей трудности в проявлении и оказания помощи даже по просьбе воспитателя. И не все дети употребляют в речи вежливые слова, иногда с подсказкой воспитателя.

По итогам анкетирования родителей пришла к выводу, что не все родители читают русско-народные сказки, и не все родители с должным вниманием относятся к рус. народной сказке как средству воспитания нравственных качеств у детей.

Так же на этом этапе я Проанализировала развивающую предметно-пространственную среду по данной теме, подобрала методическую литературу иллюстрированные книги с русскими народными сказками, репродукций по сюжетам русских народных сказок.

В первую очередь книжный уголок группы,дополнила русскими народными сказками, иллюстрациями к ним,картинки с изображением героев сказок по мере изучения. Вместе с родителями был создан мини-музей «В гостях у Сказки»,, где собраны знакомые детям р. н. сказки, но разного года издания, с 1980г до 2022г. и иллюстрированные разными художниками;

-в театрализованный уголок изготовлены и постепенно внесены театры (кукольный, на фланелеграфе, настольный, перчаточный, пальчиковый, теневой, на палочках) позволяющие детям не только закрепить но и показать характер героя сказки :лиса-хитрая,волк-злой,Заяцтрусливый и т. д

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширмы для кукольного театра, элементы костюмов героев сказок, маски,

- уголок изобразительной деятельности дополнены раскрасками с изображением сюжетов и героев русских народных сказок.

-подобраны игры, сказки для работы с использованием ИКТ на интерактивной панели.

-в речевую зону - внесены дидактические и настольно-печатные игры и пособия, как: Круги Лилуя, книжки-малышки, «Расставь картинки в правильном порядке и расскажи сказку» Репка, Теремок, Рукавичка, Заюшкина избушка, Курочка Ряба, Маша и медведь; «Угадай, кто из героев лишний», «Отгадай сказку», «Добрый или злой?», «Из какой мы сказки, «Разрезные картинки», «Хороший или плохой поступок?».

Так же созданы картотеки: «Сказочные загадки», «Зарядки по сказкам», «Подвижные игры со сказочными героями», «Виды театров», «Уроки добра», «Правила поведения в группе».

Моя работа, поставлена так, что сказка присутствует во всей непосредственно-

образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром,

ознакомление с природным окружением, на развитии речи, рисовании, лепке. Поэтому я старалась

построить мероприятия так, чтобы они были интересны и увлекательны для детей.

Например, во время рассказывания р. н. сказки просила детей показать эмоциональное состояние героев сказки, использовала разнообразные наглядные пособия. Старалась детям рассказывать выразительно, меняя интонацию голоса.

Беседы по содержанию позволили детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивать навыки сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подводила детей к выводу, например в сказке "У страха глаза велики" высмеиваются страх и трусость, а в сказке "Бобовое зернышко" поощряется забота о близком; сказка "Айога" учит трудолюбию, сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить, победить злои т. д.

На закрепление использовала дидактические игры рассматривание картинок, когда дети, глядя на иллюстрации, пересказывали сюжет сказок, передавая характер героя добрый,злой,хитрый и т. д, Так же На круге лилуя дети соотносили героев сказок по характеру : добрый-злой, честный-хитрый, жадный-щедрый,

собирали разрезные картинки и пазлы по сказкам, смотрели мультфильмы, играли в печатно-настольные игры.

Были проводены беседы с детьми на темы: «Вежливость», «Поговорим о доброте», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зачем говорят – здравствуй»

Реализован проект «Спешите делать добро!» сделали выставку, поляну добрых дел, где на листочках ромашек каждый день с детьми писали их совершенные добрые дела.

Почему бы не сделать такими жеинтересными занятия по математике? Когда на занятия приходят знакомые сказочные герои, и дети с удовольствием включаются в решение поставленных задач.

Например, полезно с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. Дети самостоятельно придумывают, как можно сделать сказку из геометрических фигур, например медведь –это большой коричневый треугольник, волк треугольник поменьше и серого цвета и т. д.

Так же С помощью сказки дети получают и определенные экологические знания. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, рассказывая сказку «Репка», мы можем дать детям такоепонятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой)и и необходимо проявить трудолюбие, бережное отношение к земле. Или рассказывая сказку «Заюшкина избушка», так же закрепляем знания детей о твердом и жидком состоянии воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушкарастаяла.

Слушая сказку,

дети узнают все правила основ безопасности жизнедеятельности. И уже точно не откроют

дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. И не будут пить воду из

открытых водоемов, не с тем что «козленочком станешь», а то, что это опасно для здоровья.

Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в

«другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить

всем, не быть слишком доверчивым, ато попадешь в беду, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за

разом повторяя эти важные «сказочные» истины, мы научим детей

и бдительности, и осторожности, проявлению внимания. Причем (что очень важно) не запугивая и не очерняя окружающий мир.

Большое внимание было уделено театрализованной деятельности Данная форма работы позволяет узнать, как дети поняли суть сказки, способствует не только развитию симпатии к героям, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Ведь каждая сказка имеет воспитательное значение. Например: «Заюшкина избушка». Ребёнок испытывает жалость к бездомному зайцу, чувствуют несправедливость (лиса отняла дом, смогли оценить смелый поступок петушка, непобоявшегося встать на защиту обиженного.

Так же формируя и совершенствуя мелкую моторику руки, мы способствуем

и развитию психических процессов и нравственных качеств. Детям предлагала : вырезать, склеить, изобразить, слепить сказку или кого-то из сказки, нонестандартно., а например изобразить доброго героя вместо злого.

19 слайд Реализовали проект «Книжка-малышка» с целью привить детям любовь к книге., итогом которого стало создание детьми аппликации понравившегося сказочного героя и подарить их малышам.

На занятиях музыки отражали в танцах, песнях голоса сказочных героев, движения, повадки. Так, слушая музыку с закрытыми глазами, дети путешествуют по сказке и превращаются в сказочных героев …

Использовали русские народные сказки и для двигательной активности детей в физкультминутках, подвижных играх, играх-имитациях, спортивных эстафетах. Учила их передавать характер, действия героев сказки при помощи соответствующих жестов и движений.

Н-р:

Вот по полю мышка бежит. (Дети идут на носках.)

Вот по полю лягушка скачет. (Дети прыгают в приседе.) и т д.

Работая с детьми, пришла к выводу, что только с помощью родителей смогла осуществить воздействие на детей, так как без учета индивидуальности каждого ребенка добиться положительных результатов невозможно.

В результате работы провела повторный мониторинг, с использованием тех же заданий. И увидела, что результаты существенно изменились.

Многие показатели значительно повысились.

В результате работы значительно пополнилась Развивающая предметно-пространственная среда по данной теме дидактическими пособиями и играми.

Результатами проведенной работы поделилась с коллегами на

педагогическом совете, провела педагогическую игру «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок», и консультацию на тему : «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании дошкольника».

Опыт работы по формированию нравственных качеств у детей

старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к

русским народным сказкам может быть использован среди воспитателей

нашего детского сада а также транслироваться на педагогических сообществах.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель

дошкольного учреждения. Организация работы не трудоемка при наличии

методической и художественной литературы и оказании помощи родителями.

Для меня трудности заключались в планировании системы организованной

деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке

критериев отслеживания результатов (диагностике) исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам
Опубликовано: 2 октября 2022 в 12:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к русским народным сказкам» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Исхакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД