Мария Золотых
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.
Перед дошкольным образованием во все времена стояла задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе.
Публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой» размещена в разделах
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», — говорил К. Д. Ушинский [15].
Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» [17].
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему, и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
В наши дни на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации : средства массовой коммуникации, детский сад, школа, интернет, - все это способствует размыванию общих чувств о нравственных нормах. Следовательно, необходимость эффективного нравственного воспитания личности ребёнка, является актуальной и важной проблемой.
Но, не смотря на безусловную необходимость воспитания нравственных чувств у детей, данной проблеме оказывается недостаточное применение. На практике дети не всегда свободно оперируют нравственными эталонами и часто путают близкие понятия. Так же дети не осознают соотношение своего поведения с эталонами нравственности.
Исходя из этого, мы считаем необходимым подробно изучить проблему воспитания нравственных чувств, на основе ознакомления детей с природой, как наиболее понятной и близкой для сознания детей теме.
Цель исследования: определить педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
2. Выявить наиболее эффективные формы, средства, методы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;
4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешней, если будут созданы следующие педагогические условия:
– в качестве основного средства формирования нравственных чувств детей будет использоваться процесс ознакомления их с природой;
–дети будут принимать активное участие в познавательно-исследовательской деятельности;
– ознакомление с природой будет происходить в рамках проектной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В. Г. Белинский, Л. И. Божович, Р. С. Буре, A.M. Виноградова, Т. П. Гаврилова, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, В. К. Котырло, А. Д. Кошелева, ТА. Куликова, А. И. Липкина, B.C. Мухина, В. Г. Нечаева, СВ. Петерина, Т. Н. Титаренко, В. Г Цуканова, К. Д. Ушинский, О. А. Шаграева,, С. Г. Якобсон и др. К. Д.
В качестве методологических подходов в работе использовались личностно-деятельностный подход, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения и системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, естественный эксперимент, беседа, качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида г. Барнаула. В исследовании принимали участие 26 детей 5-6 лет.
Исследование включало три основных этапа:
На первом этапе – теоретико-аналитическом – проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
На втором этапе – опытно-экспериментальном – уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определялись педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.
На третьем этапе – описательно-итоговом – обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения эффективных методов ознакомления с природой, как средства формирования нравственных чувств в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлено противоречие, поставлена проблема; определены цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза и раскрыты теоретическая основа, методы и этапы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
Во второй главе описывается ход экспериментальной проверки положений, сформулированных в гипотезе; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Выпускная квалификационная работа изложена на …. страницах машинописного текста, список литературы включает …. источников.