МААМ-картинки

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой

Мария Золотых
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.

Перед дошкольным образованием во все времена стояла задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе.

Публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой» размещена в разделах

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», — говорил К. Д. Ушинский [15].

Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» [17].

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему, и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

В наши дни на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации : средства массовой коммуникации, детский сад, школа, интернет, - все это способствует размыванию общих чувств о нравственных нормах. Следовательно, необходимость эффективного нравственного воспитания личности ребёнка, является актуальной и важной проблемой.

Но, не смотря на безусловную необходимость воспитания нравственных чувств у детей, данной проблеме оказывается недостаточное применение. На практике дети не всегда свободно оперируют нравственными эталонами и часто путают близкие понятия. Так же дети не осознают соотношение своего поведения с эталонами нравственности.

Исходя из этого, мы считаем необходимым подробно изучить проблему воспитания нравственных чувств, на основе ознакомления детей с природой, как наиболее понятной и близкой для сознания детей теме.

Цель исследования: определить педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Объект исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

2. Выявить наиболее эффективные формы, средства, методы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешней, если будут созданы следующие педагогические условия:

– в качестве основного средства формирования нравственных чувств детей будет использоваться процесс ознакомления их с природой;

–дети будут принимать активное участие в познавательно-исследовательской деятельности;

– ознакомление с природой будет происходить в рамках проектной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В. Г. Белинский, Л. И. Божович, Р. С. Буре, A.M. Виноградова, Т. П. Гаврилова, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, В. К. Котырло, А. Д. Кошелева, ТА. Куликова, А. И. Липкина, B.C. Мухина, В. Г. Нечаева, СВ. Петерина, Т. Н. Титаренко, В. Г Цуканова, К. Д. Ушинский, О. А. Шаграева,, С. Г. Якобсон и др. К. Д.

В качестве методологических подходов в работе использовались личностно-деятельностный подход, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения и системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, естественный эксперимент, беседа, качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида г. Барнаула. В исследовании принимали участие 26 детей 5-6 лет.

Исследование включало три основных этапа:

На первом этапе – теоретико-аналитическом – проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

На втором этапе – опытно-экспериментальном – уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определялись педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе – описательно-итоговом – обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения эффективных методов ознакомления с природой, как средства формирования нравственных чувств в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлено противоречие, поставлена проблема; определены цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза и раскрыты теоретическая основа, методы и этапы исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Во второй главе описывается ход экспериментальной проверки положений, сформулированных в гипотезе; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выпускная квалификационная работа изложена на …. страницах машинописного текста, список литературы включает …. источников.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 17:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой» (включая файлы) размещена пользователем Мария Золотых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД