Приложение МААМ

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой

Мария Золотых
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой.

Перед дошкольным образованием во все времена стояла задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе.

Темочки:

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования : в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», — говорил К. Д. Ушинский [15].

Особую группу чувств составляют высшие чувства : нравственные, эстетические, интеллектуальные. «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» [17].

Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему, и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.

Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

В наши дни на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации : средства массовой коммуникации, детский сад, школа, интернет, - все это способствует размыванию общих чувств о нравственных нормах. Следовательно, необходимость эффективного нравственного воспитания личности ребёнка, является актуальной и важной проблемой.

Но, не смотря на безусловную необходимость воспитания нравственных чувств у детей, данной проблеме оказывается недостаточное применение. На практике дети не всегда свободно оперируют нравственными эталонами и часто путают близкие понятия. Так же дети не осознают соотношение своего поведения с эталонами нравственности.

Исходя из этого, мы считаем необходимым подробно изучить проблему воспитания нравственных чувств, на основе ознакомления детей с природой, как наиболее понятной и близкой для сознания детей теме.

Цель исследования: определить педагогические условия, повышающие эффективность формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Объект исследования: процесс формирования нравственных чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить проблему формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

2. Выявить наиболее эффективные формы, средства, методы формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой;

4. Разработать методические рекомендации по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Гипотеза исследования: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешней, если будут созданы следующие педагогические условия:

– в качестве основного средства формирования нравственных чувств детей будет использоваться процесс ознакомления их с природой;

–дети будут принимать активное участие в познавательно-исследовательской деятельности;

– ознакомление с природой будет происходить в рамках проектной деятельности.

Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В. Г. Белинский, Л. И. Божович, Р. С. Буре, A.M. Виноградова, Т. П. Гаврилова, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, В. К. Котырло, А. Д. Кошелева, ТА. Куликова, А. И. Липкина, B.C. Мухина, В. Г. Нечаева, СВ. Петерина, Т. Н. Титаренко, В. Г Цуканова, К. Д. Ушинский, О. А. Шаграева,, С. Г. Якобсон и др. К. Д.

В качестве методологических подходов в работе использовались личностно-деятельностный подход, требующий перевода ребенка в позицию субъекта познания, деятельности и общения и системный подход, ориентированный на целостное изучение и формирование личности.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, естественный эксперимент, беседа, качественный и количественный анализ полученных результатов диагностики.

База исследования: МБДОУ «Детский сад №92» общеразвивающего вида г. Барнаула. В исследовании принимали участие 26 детей 5-6 лет.

Исследование включало три основных этапа:

На первом этапе – теоретико-аналитическом – проводилось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

На втором этапе – опытно-экспериментальном – уточнялись некоторые теоретические положения, составляющие основу исследования, определялись педагогические условия формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, осуществлялась опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе – описательно-итоговом – обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения эффективных методов ознакомления с природой, как средства формирования нравственных чувств в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Во введении обоснована актуальность темы исследования, выявлено противоречие, поставлена проблема; определены цель, задачи, объект, предмет, выдвинута гипотеза и раскрыты теоретическая основа, методы и этапы исследования.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.

Во второй главе описывается ход экспериментальной проверки положений, сформулированных в гипотезе; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.

В приложении представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выпускная квалификационная работа изложена на …. страницах машинописного текста, список литературы включает …. источников.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой
Опубликовано: 19 февраля 2020 в 17:07
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии с природой» (включая файлы) размещена пользователем Мария Золотых (УИ 2111010) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД