Чухнина Галина
Формирование навыков звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Прежде чем приступить к обучению детей звуковому анализу и синтезу, необходимо научить детей делить слова на слоги, поскольку слоговое членение слова является более естественным, чем звуковой анализ и подготавливает почву для появления у детей новой языковой ориентации на форму слова.
Публикация «Формирование навыков звукового анализа и синтеза» размещена в разделах
Фонемный (звуковой) анализ – это установление последовательности звуков в полном слове. В отличии от естественного, интуитивного деления слова на слоги расчленению слова на звуки нужно специально учить. Это действие можно охарактеризовать как многократное произнесение слова с интонационным выделением (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса, повторами звука) каждого последующего звука.
Следует напомнить, что не все звуки русского языка можно протяжно произносить.
Не тянутся так называемые взрывные согласные: [б], [п], [д], [т], [к], [г] и их мягкие пары. Интонационное выделение для таких звуков – это подчеркнуть звук силой голоса, повторами, «нажимами».
Например, выделяя первый звук в слове КОТ, необходимо многократно его повторить, как бы «нажать» на него: [ККККот].
Для каждой группы звуков есть положение, в котором соответствующие звуки отделяются от остальных легче всего.
Например, гласный, если он составляет отдельный слог (у-лица, а-стра, у-литка, и-гла). Взрывные согласные легче всего отделить, если этим звуком заканчивается слово (ма-к, мос-т, лу-к и т. п.). Первый раз именно в этих позициях лучше всего показать звуки.
При обучении детей звуковому анализу нельзя опираться на буквенную запись слова, так как читающие дети прежде всего обращают внимание на буквы, а не на звуки, из которых слово состоит.
Для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать звучащее слово, т. е. развитый фонематический слух.
Правильность вычленения каждого последующего звука в слове эффективнее всего контролируется в полном слове. Между звучанием слова и его лексическим значением существует закономерная связь, поэтому нарушение одного из звуков слова ведет к искажению «звукового портрета» слова.
Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один звук назван неверно, - важный прием, с помощью которого дети смогут понять и услышать свою ошибку.
Например, в слове ЛЕВ дети «нашли» звук [Е], необходимо показать детям, что получится, если мы произнесём в этом слове [йэ] : «Разве мы разбираем слово [ЛЬЙЭФ]?»
Чтобы правильно подобрать речевой материал для работы над звуковым анализом слова с дошкольниками необходимо давать фонематическую оценку звукового состава слова.
С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка можно представить в виде трех групп:
Первая группа. Слова этой группа чаще всего односложные, на конце имеют непарный по звонкости-глухости согласный звук (СЫН, КОНЬ, ДЕНЬ, ШМЕЛЬ, ЕЛЬ, СОН, ПЕНЬ и т. п.)
Сюда же можно отнести двусложные слова, если в безударном слоге находится звук [У ] (ТРУБА, ДУГА, РУКА, МУКА и т. п., а также с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: ГОРЫ, ОСЫ, ЛУЖИ и т. п.
Особое внимание нужно обратить на слова, оканчивающиеся сочетанием любого согласного с сонорным: тигр, Кремль, кедр и т. д. чаще всего дошкольники произносят их с призвуком гласного звука : ТИГЕР, КРЕМЫЛЬ, КЕДАР и т. п. Поэтому на начальном этапе обучения таких слов лучше избегать.
Вторая группа. Слова, в которых совпадает звуковая и буквенная формы : САДЫ, НОС, ПИЛА, ТРАВА, СУП, ЁРШ, КОТ и т. п.
Третья группа. Слова, не совпадающие по звучанию и написанию: ДУБ, МОРОЗ, ЛЕСА, СТЕНА, ЁЖ, ВЕЧЕР и т. п.
Эту группу слов для обучения дошкольников лучше не использовать.
На начальном этапе обучения дошкольников для зрительной основы целесообразно использовать предметные картинки выбранных для звукового разбора слов.
Как правильно проводить звуковой анализ так, чтобы он развивал фонематический слух ребенка? Для этого необходима определенная последовательность действий ребенка:
1. Скажи и послушай слово.
Помогает осознать объект будущего разбора. Произносить слово необходимо орфоэпически.
2. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
Требование протянуть первый звук напоминает ребенку о способе действия.
После того, как ребенок назвал нужный звук, т. е. произнес его изолированно, он характеризует его: о гласном говорит ударный он или безударный; о согласном – какой он (сначала твердый или мягкий, затем – глухой или звонкий)
3. Обозначь выделенный звук условным значком.
Это помогает ребенку «удерживать» объект звукового разбора.
4. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
5. Обозначь выделенный звук условным значком и т. д.
6. Проверь, получилось ли слово.
Хотя вычленение каждого звука осуществлялось в полном слове, стоит еще раз произнести все звуки, «прочитать» все слово, чтобы убедиться в том, что не исказилось звучание слова, и работа выполнена верно.
Слитно-протяжное чтение звуковой схемы слова есть ничто иное, как звуковой синтез. Например, дети ведя пальчиком «пропевают» : СССЛЛЛОООННН.
Отработанная в добуквенный период обучения операция слитного интонирования каждого звука в составе целого слова служит профилактикой трудностей чтения.