Татьяна Тимошкина
Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Формирование у ребенка навыков сотрудничества осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т. е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом.
Публикация «Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях» размещена в разделах
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Организация сотрудничества способствует более качественному развитию умения общаться, взаимодействовать с другими окружающими его людьми. Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста целесообразно начинать с трех лет. Именно в этом возрасте ребенок способен к установлению сотрудничества со взрослым : принятию общей цели, распределению обязанностей, соотнесению результата и цели.
Сотрудничество – это тип взаимодействия в совместной деятельности. В образовательном процессе сотрудничество было рассмотрено в трудах передовых отечественных педагогов и психологов: Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и в практической деятельности А. С Макаренко, В. А. Сухомлинского и многих других.
Необходимо признать, что современные дети испытывают значительные затруднения при организации совместной деятельности и взаимодействии. Это отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для освоения навыков сотрудничества. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности и выражается в способности вступать во взаимодействие [1, с. 243].
Работу по формированию у детей способов сотрудничества целесообразно проводить в несколько этапов.
1 этап – обогащение эмоций и речи детей (создание и поддержание положительного эмоционального фона, беседы о правилах дружбы, сотрудничества, демонстрация образцов поведения и т. д.). В образовательном учреждении, на 1 этапе, можно играть в такие игры: д/игры «Комплименты», «Угадай, кто ушёл?», «Обезьянка в магазине зеркал»; игры-пантомимы «Изобрази животное», «Известная личность»; мимическая гимнастика «Удивление», «Страх», предлагается сморщить лоб, нос, нахмуриться и т. д. ; беседы «Почему у человека меняется настроение?», «Как правильно дружить».
2 этап – освоение моделей сотрудничества. Технология определяет 3 вида моделей:
- совместно-индивидуальная модель сотрудничества (СИМС) предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребенок-участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата. Согласование действий участников должно осуществляться в ее начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты. Осваивая эту модель, в изобразительной деятельности, можно выполнить коллективную аппликацию «Новогодняя ель» : поставить общую цель, каждый участник самостоятельно должен выбрать и выполнить аппликацию игрушки, затем, все работы необходимо объединить на общем панно «Новогодняя ель».
- совместно-последовательная модель сотрудничества (СПМС) предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребенком, становится предметом деятельности другого, что требует взаимной регуляции между ними. По этому принципу действует «производственный конвейер». Организуем «Посадку семян цветов», используя эту модель. Поставили общую цель, распределили действия между детьми в подгруппах: один - сеет, другой - насыпает землю, третий-поливает из лейки. Всегда используют СПМС для организации образовательной ситуации «Наведём порядок в группе». Также, ставят общую цель, распределяют обязанности, действия, приходят к общему результату: группа чистая. Используется этот метод для организации режимных моментов: дежурство по столовой, дежурство по подготовке занятию.
- совместно-взаимодействующая модель (СВМС) предполагает, с одной стороны наличие у детей определенного опыта совместной работы, с другой – открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. 3 этап – развитие детского сотрудничества. Переход к 3 этапу, возможен при освоении всех моделей сотрудничества, т. к. технология предусматривает 2 года работы, начиная со старшего возраста [2, с. 165].
Таким образом, наиболее интересный, эффективный вид деятельности в развитии сотрудничества у младших дошкольников это игры. Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь детей в игре. Ждать, пока они сами начнут играть самостоятельно — значит заведомо тормозить развитие детской личности. Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив - это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.
Игры бывают: сюжетно-ролевые; театрализованные; подвижные; дидактические (классификация игр по С. Л. Новоселовой).
На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, игры помогают нам налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. Например, «Подари улыбочку», «Здравствуй!», «Доброе утро!», «Давайте поздороваемся!», «Солнечные лучики», «Ручеёк радости», «Мы стоим рука в руке», «Карусель». Чтение стихотворений в парах - важный момент, когда дети должны держаться за руки и помогать рассказывать стихотворение своему товарищу. Широко применяются всевозможные хороводные игры.
Для формирования основ взаимодействия со сверстниками и взрослыми можно проводить подвижные, хороводные и дидактические игры («Колпачок», «Каравай», «Как у бабушки Маланьи», «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лохматый пес», «Дождик», «Воробушки и автомобиль», «Доброе животное»). В этих играх дети учатся согласовывать действия при выполнении движений, устанавливать контакт, слушать взрослого, считаться друг с другом, согласованно приближаться к общей цели.
Играя с детьми в настольно-печатные игры, можно научить детей договариваться о правилах игры, принимать цель, соблюдать очередность действий, действовать на общей территории, советоваться с партнером, вступать в общение.
Регулярное проведение совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.
Список использованных источников
1. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика. / Т. М. Бабунова. – М., - 2014. - С. 243
2. Васильева М. А. Трудовое воспитание / М. А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. - С. 165
3. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. – М., 2013. – С. 45-54.