Галина Боброва
Формирование навыков самообслуживания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Виды труда дошкольника
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям: значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах — оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Хозяйственно-бытовой труд в элементарных формах появляется уже в младшем дошкольном возрасте, но особое значение приобретает в средней и старшей группах как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы. В старшей и подготовительной группах основную роль начинает играть труд в природе и ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. В этих видах труда воспитываются многие важные качества: привычка к усилию, умение преодолевать препятствия, ответственность, умение планировать работу и предвидеть этапы последовательного ее выполнения. Так же как и хозяйственно-бытовой труд, эти виды труда содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умения работать вместе, дружно, помогать друг другу, выручать в трудные моменты, объективно оценивать свою работу, видеть достижения товарищей. Труд должен приносить детям радость; важно, чтобы они все дела выполняли с увлечением. Поэтому, руководя трудом, необходимо учитывать возможности детей, их возрастные особенности. Не следует упрекать малышей за медлительность и за то, что не все у них получается так, как надо. Эти упреки вызовут отрицательное эмоциональное состояние и повлекут за собой нежелание в следующий раз принимать участие в труде. Навыки, сноровка, опыт придут постепенно, а на первых порах важно вызвать интерес к деятельности.
Публикация «Формирование навыков самообслуживания у дошкольников» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Самообслуживание – это труд ребенка направленный на обслуживания им самим самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок свои вещи, игрушки. Воспитание навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель. Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, кушать нужно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. По мере формирования навыков педагог постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям, они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений.
Условия формирования навыков самообслуживания :
Создание игровой ситуации.
Использование различных игрушек.
Сопровождение гигиенических действий стихотворным текстом, рассказами.
Создание в группе развивающей среды
Взаимодействие воспитателя с родителями детей
Навыки самообслуживания формируются в играх с куклами в процессе выполнения разных действий. Организуя труд важно не подавлять стремление детей к самостоятельности.
Методы формирования навыков самообслуживания
Наглядные методы:
Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.
Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания :
Наблюдение за действиями взрослого.
Рассматривание иллюстраций, моделей.
Словесные методы:
Объяснения действий взрослого в ходе показа.
Общее или индивидуальное напоминание.
Контроль и оценка деятельности детей.
Чтение художественной литературы.
Практические, игровые методы:
Сюрпризный момент.
Игры с куклами.
Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.
Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегивания пуговиц и шнурков.
Методика формирования навыков самообслуживания
Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться и раздеваться. Учить детей совершенствовать действия в определенной последовательности, сопровождая каждое действие пояснением. Умение самостоятельно и правильно держать ложку.
В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания, дети могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, приеме пищи. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.
За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.
Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в школе, в жизни привычку к трудовому усилию.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать следующие задачи:
Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, кофту и т. д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.).
Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.
Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования.
О правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).
Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, самостоятельности в самообслуживании.
Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки
Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.
У детей младшего возраста необходимо поддерживать стремление к самостоятельности. Включая каждого ребенка в режимный процесс. Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков :
приём пищи (есть ложкой, пить из чашки);
раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
опрятности (пользоваться горшком).
Приемы по развитию навыка самообслуживания у детей младшего возраста:
Прямой показ взрослого с объяснением, напоминание
Игровые приемы (игры с водой, с мыльными пузырями.)
Использование фольклора (потешки, песенки)
«Знаем, знаем, да, да, да!
Где тут прячется вода!
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!»
«Буль, буль, буль, журчит водица.
Все ребята любят мыться»
Интерес к предмету «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»
Показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо Рассматривание сюжетных, предметных картинок
Использование алгоритма процесса одевания и раздевания, умывания с картинками последовательности
Чтение художественных произведений
Использование дидактических игр
У детей среднего возраста необходимо совершенствовать навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте: умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать, воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным. (пользоваться салфеткой) мыть самостоятельно руки по мере загрязнения.
Усложнением в навыках по самообслуживанию является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).
Методы и приемы по совершенствованию навыка самообслуживания
Прием показа и объяснения привлечение детей к анализу результатов труда
Объективная оценка деятельности каждого ребёнка
Игровые приёмы и систематический контроль действий ребёнка. (с/р. игры «Парикмахерская», «Мы дежурные» и т. д.)
У детей старшего дошкольного возраста особое внимание надо обращать на то, чтобы трудовыми навыками ребенок пользовался осознанно. Дети самостоятельно : одеваются, раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своем шкафчике и комнате в целом. Закрепляют умение бережно относиться к своим вещам, чистить и просушивать одежду и обувь, есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.
«Будь помощником сверстников и малышей»
Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания
если он тебя просит об этом (ему трудно справиться самому, или он что-то не умеет).
Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад, один не справится).
Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они так же отнесутся и к тебе).
Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).
Для детей от 6 до 7 лет актуальным остается воспитание потребности трудиться:
умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, - складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь,
сушить при необходимости мокрые вещи,
ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
Развивать умение детей этого возраста
относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду
замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске
поддерживать порядок в своих шкафах и ящиках столов
стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортивной формы
сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесённый на подошвах обуви
Закреплять умение самостоятельно и своевременно :
готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом
без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.
Своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребёнку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни. Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации, позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание все делать самим, инициативность, деловитость.
Учет нагрузки для детей
В труде наибольшее значение имеет формирование нравственных качеств личности. В труде ребенок сталкивается с нагрузкой, ибо труд как деятельность всегда сопряжен с приложением усилий. И формирование правильных представлений о труде возможно только при условии, если предлагаемая детям работа будет связана с преодолением усилий. Постоянная недостаточная нагрузка приводит к тому, что ребенок, легко справляясь с предложенным делом, не ощущает усталости. Вместе с тем нельзя допускать и слишком большой нагрузки. Перегрузка в труде вызывает у детей быстрое утомление, в связи с чем у них вырабатывается отрицательное отношение к работе, они отказываются выполнять задание до конца или снова включиться в труд через некоторое время. Следовательно, нагрузка в труде непосредственно связана с формированием положительного отношения к нему. Чтобы не допускать отрицательных проявлений, следует предлагать детям работу, с которой бы они справлялись, затрачивая достаточные усилия, но не переутомлялись. Выполняя такое задание, ребенок получает правильное представление о труде, учится справляться с трудностями, радуется результату. Это побуждает его в следующий раз снова к преодолению трудностей, формирует уверенность в своих силах, устойчивое внимание. Дети овладевшие необходимыми навыками, может работать очень энергично, затрачивая гораздо больше физических сил, по сравнению с другим, который хотя и имеет навыки, но работает вяло, часто отвлекается. Поэтому интенсивность труда у детей оказывается различной. Особого внимания требуют к себе легковозбудимые дети, они начинают обычно работать в быстром темпе, но через короткий промежуток времени останавливаются, отвлекаются от дела. Замечания взрослого действуют на них отрицательно: они плачут, проявляют негативизм, и, наоборот, поощрение побуждает их действовать более сосредоточенно, а разъяснение того, что надо работать спокойнее, не спеша, помогает нормализовать темп их деятельности. Некоторые дети требуют к себе внимания по другим причинам: энергичные и инициативные, они работают в очень высоком темпе, не отвлекаясь и не останавливаясь. Несмотря на явную усталость, они отказываются прекращать работу или отдыхать. Надо стремиться снизить темп их деятельности или ограничить ее продолжительность. Другие дети работают медленнее, хотя и не отвлекаются, их следует учить работать энергичнее. Учет особенностей деятельности детей поможет воспитателю руководить процессом труда, создавая у них желание прилагать усилия, преодолевать трудности, работать в бодром равномерном темпе. При этих условиях нагрузка в труде становится для детей наиболее соответствующей их силам и особенностям.