Марина Бородина
Формирование навыков оздоровления с помощью хромотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков оздоровления с помощью хромотерапии.
Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач. Наступило время информационной насыщенности, скорого ритма жизни, в результате чего возникают эмоциональные и физические перегрузки. Вследствие этого возросло значение здоровьесберегающих технологий. А именно такой технологий и является арт-терапия.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Темочки
Одним из направлений арт-терапии является хромотерапия. Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии : развитие общей и мелкой моторики, обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. развитие правильного дыхания. Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса. Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Именно эти свойства цветов и используются в лечении светом. Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, бодрят; другие — раздражают, угнетают, и мы это учитываем в своей работе. Освещение в группе соответствует норме. Продуман дизайн группы. С учетом того, что группа коррекционная, а зеленый цвет самый полезный для глаз – стены в группе зеленого цвета. Используются позитивные цвета в оформлении интерьера (яркий зонтик, клоун, модуль «Времена года»). Учебно-наглядные пособия подбираю таким образом, чтобы они отвечали лечебно-офтальмологическим требованиям. В работе использую желтые, красные, оранжевые и зеленые части спектра. Правильно подобранные наглядные пособия помогают успешно решать задачи коррекции зрения.
Элементы хромотерапии мы применяем как на индивидуальных занятиях, так и на групповых. Например: упражнение «Цветик-семицветик» (на дыхание). Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание, оторвать лепесток и помочь ветру унести его, подув длительно и плавно. Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика). Упражнение на координацию речи с движением «Красная песенка», упражнение «Цветная вода». Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом занятия я предлагаю детям расслабиться, что позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.
- Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) и т. д. Большой интерес у детей вызвали игры – превращения с музыкальной полусферой, со светодиодным светильником.
Метод погружения в определенный цвет мы активно используем в работе. С малоактивными, пассивными детьми для активизации включаем задания с использованием красного, оранжевого или жёлтого цветов. Это цветовые фотографии, задания с цветовыми фишками и т. д. Гиперактивным детям предлагаем упражнения с холодными оттенками цвета: голубым, синим или зелёным. Задания с цветом помогают развивать у детей внимание, сосредоточение.
Трудно переоценить роль игры в жизни детей. Именно в игре с элементами хромотерапии ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения. Хорошо помогают релаксационные игры : «Танцующие руки», «Воздушный шарик», «Шалтай-болтай», «Насос и мяч», и т. д. Для снижения уровня агрессии и тревожности мы используем дидактические игры: «Разложи в ряд», «Раскрась овощи и фрукты», «Узнай и выбери», «Раскрась зеленым цветом», «Найди ошибку», «Забавные прищепки», «Слова и краски», «Угости гномов фруктами и овощами», «Жучки на полянке», «Ложки - девочки» и др. Но самыми предпочтительными для детей являются подвижные игры: «Бегите ко мне!», «Ищи свой дом!», «Прыг-скок!», «Что понравилось - возьми, принеси и назови» и др.
Игры с элементами хромотерапии мы включаем во все режимные моменты: в утренний отрезок времени, на прогулке, в творческой деятельности, в самостоятельной игровой деятельности, на занятии.
На занятиях по изодеятельности, конструированию через цвет, символы, рисунок ребёнок может по-иному увидеть мир, избавиться от страхов и тревожности, обрести уверенность в своих силах. Например, если я вижу в рисунке ребёнка чёрные тона и ребёнок выражает агрессию, то совместно с психологом пытаемся понять и решить возникшую проблему. Затем, беседуя с родителями детей, даю совет, как помочь ребёнку. На занятиях по изодеятельности использую упражнения с цветом: «Чернильные пятна и бабочки», «Отпечатки», «Каракули тела», «Крупный масштаб», «Вырезанные формы», «Рисунок на влажной бумаге», «Поцарапанная поверхность», «Волшебные краски», «Разложи в ряд» и др.
Проводимая мною работа находит отклик, понимание и поддержку родителей. Я стараюсь чаще их вовлекать в повседневную жизнь группы. Провожу дни открытых дверей, анкетирование, беседы, выставки детских работ. Подобрала серию консультаций по интересующей тематике: «Кукольный мир», «Дыхание – это жизнь», «Ритмические рисунки», «Цветные игры» «Разноцветная Ярмарка», «Здравствуй страна здравия». В результате взаимодействия родители осознают важность укрепления у детей психического здоровья, владеют методами и приёмами, становятся активными участниками в работе по преодолению детской тревожности и агрессивности, что позволяет достичь более высокого уровня психического здоровья у детей.
Я считаю, что использование хромотерапевтических упражнений в коррекционной работе с детьми дает хороший результат. В процессе творческой деятельности дети быстрее идут на контакт, происходит самораскрытие, снимается тревога. Чем меньше негатива, тем больше позитивных эмоций между детьми в группе. Дети растут позитивными, эмоциональными, доброжелательными, что способствует духовно-нравственному развитию ребёнка.