Папки-передвижки

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения

Елена Елфимова
Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения

Практические достижения профессиональной деятельности Елфимовой Елены Ивановны, воспитателя подготовительной группы в МБДОУ «Детский сад № 276 «Антошка».

Теоретическую основу работы по данной теме составили научные исследования в этой области А. А. Майера, Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова, Г. Э. Белицкой.

А. А. Майер основополагающим направлением в работе по ознакомлению детей с социальным миром выбрал родиноведческий подход.

Публикация «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения» размещена в разделах

Таким образом, вписывание информации об окружающем социальном мире в картину мира ребёнка основано на эмоционально – оценочном и мотивационно – ценностном отношениях дошкольника к миру.

Общим практически для всех определений компетенции является понимание её как способности и готовности человека справляться с различными задачами, которая зависит от приобретённых знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. “Компетентность” – проявление интеграции знаний, умений, навыков, способов деятельности, качеств, свойств личности, позволяющее человеку действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за порученное дело, собственную жизнь.

Социальная компетентность дошкольника – база, на которой будет выстроена социальная компетентность взрослого человека при условии формирования начальных компетенций, свойственных дошкольному возрасту. Социальная компетентность – интегральное качество личности ребёнка, позволяющее ему осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а так же осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребёнок развивается.

Актуальность. Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях введения ФГОС перед дошкольным образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально - значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Актуальность обусловлена и тем, что развитие социальной компетентности требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации образования.

Цель: содействовать формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения.

Задачи:

1. Создать и реализовать систему взаимодействия взрослого и детей по формированию социальной компетентности.

2. Создать условия для формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения.

3. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования социальной компетентности детей.

На I этапе работы:

Мы подобрали и проанализировали методическую литературу о значении формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Провели мониторинг уровня социальной компетентности (Н. В. Верещагина, Г. Р. Хузеева).

Создали развивающую предметно-пространственную среду.

Подобрали и систематизировали формы организации детей, формы взаимодействия с семьёй.

Разработали перспективный план по формированию социальной компетентности с помощью материала краеведения.

Составили план взаимодействия с родителями.

На II этапе:

Мы реализовали намеченных мероприятий с детьми (НОД, экскурсии, викторины).

Осуществили взаимодействия с родителями и педагогами.

На III этапе:

Для выявления динамики формирования социальной компетентности детей мы провели повторный мониторинг (сравнительная диаграмма представлена в конце презентации)

Так же мы подвели итоги проделанной работы, наметили перспективы.

Система работы по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения включала в себя :

-Взаимодействие с детьми;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с педагогами.

• Взаимодействие с детьми осуществлялось через следующие формы организации деятельности детей : непосредственно образовательную деятельность, проекты, коллекционирование, экспериментирование, выставки, конкурсы и т. д.

• В работу по формированию социальной компетентности детей были включены и родители. Результаты анкетирования показали, что 93% родителей заинтересованы в формировании социальной компетентности детей, к тому же на основе приобщения к национальной культуре. Проблемы, условия и методы формирования социальной компетентности детей были раскрыты родителям через консультации, информационные уголки, открытые мероприятия, участия в совместных мероприятиях: обогащение мини - выставки в группе, конкурсах, детских исследовательских проектах, выставках.

• Мы постарались сделать свою работу максимально открытой для педагогов детского сада. Приглашали их на выставки детского творчества, открытые мероприятия, проводили для них консультации, мастер – классы.

Для повышения своей компетентности по вопросу формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения, мы изучили труды А. А. Майера, Т. И. Казаковцевой, Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаевой, Л. И. Юговой, Т. Н. Захаровой, Г. Э. Белицкой.

Ознакомились с опытом работы педагогов по данной теме, представленных в педагогических сообществах Интернета. Проанализировав полученную информацию, мы выделили следующие условия формирования социальной компетентности :

• Создание развивающей предметно – пространственной среды;

• Проектная деятельность;

• Сотрудничество с родителями;

• Расширение социального окружения.

В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

С помощью родителей мы собрали мини-выставку глиняных изделий, а так же изделий из соломы, где дети могли наблюдать и рассматривать предметы. Также с участием родителей, был модернизирован мини - центр художественной литературы. В нем были размещены книги: Н. Носов “Живая шляпа”, Я. Аким “Жадина”, П. Бажов “Серебряное копытце”, В. Катаев “Цветик - семицветик” и др.

Умелые мамы сшили русский народный костюм (сарафан, рубаху, кокошник, косоворотку с кушаком, картуз, принесли украшения (бусы). Благодаря родителям, в группе была организована мини-выставка старинных предметов быта, где дети могли рассматривать предметы старины и сравнивать с аналогичными предметами, которые видят у себя дома. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини - выставки.

Для приобщения детей к русским праздникам и традициям. В нашем детском саду, например, мы проводим праздник “Масленица”, чтобы закреплять и расширять знания детей о русском народном празднике, воспитывать любовь и уважение к русским традициям. Это способствует

развитию когнитивного, поведенческого компонентов социальной компетентности дошкольника.

Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка социальную картину мира, являются основой становления его моральных установок, качеств личности, социальной компетентности.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность позволил нам повысить познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект был получен с помощью метода проблемного характера. Непосредственно образовательная деятельность, начатая с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требовала от детей умения использовать имеющиеся знания для ее решения.

Одним из условий социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности стало систематическое его включение в разные виды деятельности: игру, познавательно-исследовательскую деятельность, труд, общение, восприятие художественной литературы, совместную деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем (проекты, акции). Полученные представления об окружающем мире, опыт обыгранных социальных ролей, расширенный круг общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и разнообразие его деятельности способствовали вхождению ребенка в социум. Для формирования потребности проявить себя, показать свою индивидуальность, среди детей проводились разнообразные конкурсы. Например, на конкурсе “Чтецов”, посвящённому 23 февраля, дети декламировали разученные стихи. Это мероприятие способствовало не только развитию речи, но и формированию уверенности в себе, осознанию своей собственной индивидуальности, умению презентовать себя.

Для развития когнитивный, мотивационный компоненты социальной компетентности дошкольника у нас в группе проходили викторины, например, викторина по теме “Традиции чаепития”.

Для расширения социального окружения дошкольников регулярным стало посещение детской библиотеки. Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой им. И. А. Крылов. На первом этапе нашей работы был разработан план совместной работы по краеведению с библиотекой :

“День Народного Единства”, “Богатыри”, “История и традиции празднования Нового года”, “По страницам книг детских нижегородских поэтов” и др.

Для формирования чувства значимости и полезности у детей совместно с детьми мы изготовили и подарили закладки для юных читателей детской библиотеки им. И. А. Крылова, отремонтировали книги, нуждающиеся в лечение, сделали альбом иллюстраций по сказкам А. С. Пушкина.

В процессе взаимодействия детей с сотрудниками детской библиотеки у детей происходит накопление социально одобряемого поведения. Дети регулярно принимают участие в совместно организованных с библиотекой викторинах, мастер – классах, тематических встречах, конкурсах и акциях. В результате чего реализуются сразу несколько компонентов социальной компетентности дошкольников – мотивационный (потребность в общении и одобрении, желание занять определённое место среди значимых для ребёнка людей – взрослых и сверстников, когнитивный (познавательный) – наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности.

В вопросе формирования социальной компетентности у детей хорошо зарекомендовала себя проектная деятельность. Проектная деятельность способствовала формированию всех компонентов социальной компетентности дошкольника. Помимо проектов, в которых участвовали все дети группы, мы, с помощью родителей, осуществляли индивидуальные детские проекты. Вот, например, недавно был представлен проект Веселовой Олесей на тему: “Семейные традиции”. Работа над проектом и последующая его презентация, позволила ребенку осознать свою значимость, повысить свой статус в группе, стать на какое-то время объектом всеобщего внимания детей.

Организация работы в общих проектах дала нам возможность объединить детей вокруг единой цели.

Результаты педагогической деятельности позволяют нам сделать вывод об эффективности созданных нами условий для формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Реализация данной системы работы позволила нам:

В целом все дети знают родственные связи и свою социальную роль в них, многие умеют устанавливать связи между настроением людей и поступком его вызвавшим, у большинства детей сформированы навыки проявления заботы и оказания помощи другому человеку. Дети понимают, что добрые слова ведут к добрым поступкам, проявляют желание заботиться о своих близких, использовать в играх знания о профессиях своих родителей.

Познавательный уголок обогащён дидактическими играми, альбомами, пособиями, ориентированными на расширение социальной компетентности.

Значительно повысилась компетентность родителей по вопросам социальной компетентности детей. Они стали более активно участвовать в жизни группы, посещать музеи, достопримечательности нашего города, выставки художественного творчества, участвовать в конкурсах, проектах.

Публикации по теме:

Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста с помощью художественной литературы «Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста»«Использование художественной литературы в воспитании мальчиков и девочек».

Формирование логико-математической компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

Формирование социальной компетентности детей в процессе социализации и воспитания Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности педагога. В настоящее.

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию. Подлинная школа воспитания, сердечности, душевности и отзывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм».Тема занятия: «Осень». Предварительная.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Педагогический опыт по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста здоровьесберегающей компетентности» "Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения. Каждый человек, родившись, получает.

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью театрально-игровых технологий Соколова Любовь Дмитриевна, воспитатель МБДОУ Чаринка №24 Олекминского улуса с. Токко, уч. Уолбут. «Развитие речи у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 00:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с помощью материала краеведения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Елфимова (УИ 386841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД