Татьяна Сухова
Формирование навыков чтения у детей в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Как указывает Климанова Л. Ф. : «Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.»
Публикация «Формирование навыков чтения у детей в 1 классе» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Проблема обучения чтению - одна из важнейших проблем педагогического процесса, и она всегда привлекала к себе внимание психологов и педагогов. Вопросами неуспеваемости младших школьников и проблемой развития читательской деятельности учащихся занимались многие отечественные авторы: П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. А. Менчинская, Л. С. Славина, С. М., Тромбах, Т. Г. Егоров, Г. Н. Кудина, Г. А. Цукерман. Эти проблемы также рассматривались многими зарубежными исследователями М. Коулом, Дж. Мортоном и др.
Под навыком чтения подразумевают :
• умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения.
Как мы видим, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения б) смысловое понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих — пониманию текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т. е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
4) основного смысла всего содержания текста, т. е. осознания этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения — способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению. Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения.
Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения : плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т. е. к самому продуктивному способу чтения. Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения : 1 класс — не менее 25 — 30 слов в минуту.
В начале обучения чтению ребё нок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим, поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
На предыдущем этапе ребёнок должен был научиться соединять несколько букв в слоги и прочитывать за одно движение глаз наиболее типичные слоговые структуры (ам, ма, лук, кто, стол, всплыл). На этапе слияния слогов в слова каждый слог читаемого слова откладывается в оперативной памяти как его часть, затем слоги синтезируются в слово, и ребёнок опознаёт прочитанное слово, понимает его смысл. Далее прочитанные и понятые слова откладываются в оперативную память уже как частица предложения. Успешный синтез слов в предложение можно считать следующим этапом (этапом синтеза предложения). Надо помнить, что перевод ученика на этап синтеза предложения, не отработав этап синтеза слова, может привести к отставанию ребёнка от других детей. Так же следует не забывать о определенных требованиях к формированию навыка чтения это :
1 При формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2 Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, параллельно с ним развиваются и другие виды деятельности; кодирование, говорение и письмо.
3 Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как задачу не только специального урока — урока литературного чтения, но и как одну из задач уроков математики, природоведения, русского языка.
Осуществляя межпредметную связь, мы не только совершенствуем навык чтения, но и способствуем усвоению других учебных дисциплин. 4 Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию интерес к чтению и книге вообще.
6 Огромную роль в формировании положительного отношения к чтению играет процесс обучения грамоте. Дифференцированный подход к учащимся в этот период — разноуровневое обучение — важнейшее педагогическое условие руководства процессом формирования навыков чтения.
7 Разнообразная внеклассная работа с книгой, помощь родителей и библиотекарей — важные стимуляторы роста техники чтения и интереса к книге в младшем школьном возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1-раз- медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2-раз- повторное прочтение без учителя;
3-раз-плавное, слитное чтение слов;
4-раз- чтение в темпе разговорной речи;
5,6,7 -раз- предложение перечитывается с поочерёдной постановкой
логического ударения на каждом знаменательном слове;
8,9,10- раз- темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Для того, чтобы навык чтения (правильность, беглость, сознательность и выразительность.) был сформирован, необходимо так же помнить о том, что:
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению дисграфии;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя.