светлана рулёва
Формирование навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников через познавательно-игровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Речь воспитателя на ГМО
Тема: «Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников через познавательно-игровые технологии».
Рулева Светлана Владиславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 147»
1 СЛАЙД – Титульный лист
Добрый день, уважаемые коллеги. Я, воспитатель Детского сада № 147, хочу представить вам свой опыт работы по теме: «Формирование основ безопасного поведения в быту у старших дошкольников через познавательно-игровые технологии».
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения в быту у старших дошкольников через познавательно-игровые технологии» размещена в разделах
2 СЛАЙД – АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях ДОУ является актуальной и значимой проблемой.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих их взрослых. Сегодня актуальны вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения в быту, предвидеть опасные события и по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень аккуратно.
3 СЛАЙД -
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев с детьми происходит именно дома.
Дети до 7 лет очень быстро растут, увеличивая с каждым днем, как свою физическую активность, так и собственную любознательность. Сочетание этих качеств в неокрепших умах может приводить к очень опасным ситуациям, особенно, в быту.
Навредить здоровью ребенка может все что угодно: горячая вода, электрический ток, пламя, острые предметы, бытовая химия и многое другое.
4 СЛАЙД –ФГОС ДО
Согласно ФГОС ДО, безопасность ребенка – это одна из основных забот, как родителей, так и воспитателей детского сада.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» одним из направлений в работе с детьми является формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
5 СЛАЙД – ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Главная цель каждого педагога по воспитанию безопасного поведения у детей, это дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Поэтому в своей работе с детьми по данной теме я поставила следующие цели и задачи.
Их вы видите на экране.
6 СЛАЙД - ПРИНЦИПЫ
Моя работа по данной теме строилась с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализовывались в единстве.
7 СЛАЙД - МЕТОДЫ
Для успешного достижения поставленной цели я использую следующие методы и приемы в работе с детьми.
8 СЛАЙД
1. Используя метод-моделирования я учу детей составлять план-карту группы (дома). Даю детям задания типа «Отметим опасные места в группе красными кружками».
2. Одним из приемов, часто используемых мною, является придуманная воображаемая ситуация. Например: в гости к детям пришел Незнайка, они с интересом рассказывают любимому герою об опасных ситуациях в доме с помощью сюжетных картинок.
9 СЛАЙД – УГОЛОК БЕЗОПАСНОСТИ
Для решения поставленных задач возникла необходимость создания определенных условий для детей в нашей группе, так с участием родителей был создан «Уголок Безопасности», в котором содержится:
- макеты на разные темы;
- наборы карточек, плакатов;
- дидактические игры и пособия по разным темам;
- тематические альбомы и многое другое
10 - СЛАЙД (продолжение)
Так же уголок оснащен методическими пособиями:
- картотеки дидактических игр на разные темы по ОБЖ
- наглядно-дидактический материал;
- подборка кроссвордов, проблемных ситуаций и заданий;
- сценарии викторин, развлечений.
11 СЛАЙД – ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ
Для приобретения не только теоретических знаний, но и практического опыта, я с детьми провожу ознакомительные беседы в форме игры по темам «Опасность в доме». «Знакомимся с электроприборами» и многие другие.
В беседах рассматриваются и обсуждаются типичные ситуации «Что может случиться, если ребенок играет со спичками?», «Какую пользу приносит электричество?», «Какие опасности подстерегают нас на кухне?»
12 СЛАЙД –ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.
Правильно подобранные игры дают возможность: познакомить детей с источниками опасности в быту, о способах безопасного поведения, а так же познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Особое место необходимо уделять дидактическим играм, главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.
Например:
Игра «Как избежать неприятностей дома» - дети закрепляют представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, так же детям предлагают отгадать загадки о кухонных принадлежностях.
Игра «Правильно - неправильно» - дети учатся находить и объяснять свой выбор положительных и отрицательных поступков детей?
13 СЛАЙД – ИГРЫ-ПРАКТИКУМЫ
В группе с детьми мы проводим игры-практикумы. Дети с интересом принимают в них участие. При приготовлении винегрета, я на практике показала детям, безопасные действие работы с ножом (свои действия дети проводили ножом с тупым концом). В конце мы с детьми закрепили правила действия с колко-режущими предметами.
При выполнении задания «Погладим салфетки к обеду», дети знакомились с правилами безопасной работы с бытовыми приборами (утюг)
14 СЛАЙД – ИГРЫ ТРЕНИНГИ
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения являются игры-тренинги и анализ конкретной ситуации. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций.
1. Так в игровой ситуации «Если вдруг возник пожар» была специально подготовлена предметно-игровая среды (дом-макет с имитацией пожара, набор пожарного)
2. В игровой ситуации «Осторожно, острые предметы!», мы с детьми закрепили знания об оказании первой помощи и закрепили правила пользование с острыми предметами.
15 СЛАЙД – ИГРЫ ИНСЦЕНИРОВКИ
С ценностью сказки поспорить нельзя. Сказка, проходя века народной мудрости, накапливает все самое ценное для дошкольной педагогики. Это уникальный способ воспитывать ребенка с помощью непосредственного опыта и действия героев.
Так закрепляя знания о пожарной безопасности, дети инсценировали сказку С. Маршака «Кошкин дом», а на примере героев сказки «Заячья избушка» обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться одному дома.
16 СЛАЙД – ИГРА ВИКТОРИНА
Итогом работы был проведенный Досуг-викторина «Ребенок дома», участвуя в котором ребята получили массу положительных эмоций.
Дети узнали много нового и закрепили свои знания.
В викторине были интересные задания:
«Доскажи словечко»
«Расскажи о предметах, которые несут опасность»
«Электроприборы – наши помощники или враги?»
17 СЛАЙД –РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К работе по ОБЖ я активно привлекаю родителей своих воспитанников. Помимо традиционных, я использую нетрадиционные формы работы. Провожу анкетирование, оформляю наглядный материал, организую индивидуальные и коллективные консультации, тестирования. В своей группе я провожу родительские собрания в форме : круглый стол, семинар-практикум совместно с детьми. Так же совместно с родителями мы проводим мастер-классы, открытые занятия, совместные творческие выставки.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
18 СЛАЙД – МАМИНЫ ПОМОЩНИЦЫ
Например: семья Саши Кирюшевой и Сонии Ерохиной рассказали на семинар-практикуме по теме «Безопасность ребенка», какие опасности могут подстерегать детей на кухне и как научить детей бать маленькими помощниками своих родителей, и предотвратить беду в доме.
19 СЛАЙД – МАЛЬЧИШЕЧЬИ ХЛОПОТЫ
Мама Коли Горбушиной провела мастер-класс на тему «Мальчишечьи хлопоты», где на примере своего сына показала, как на практике можно рассказать и показать своим детям, какая бытовая техника есть в доме, как правильно пользоваться приборами, а главное, что без сопровождения взрослых бытовые приборы брать и самостоятельно ими пользоваться нельзя.
20 СЛАЙД – ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА
В нашей группе совместно с родителями мы организовали творческую выставку «Безопасное детство».
21 СЛАЙД – ВЫВОД
Проведенная работа показала, что организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей позволяет избежать несчастных случаев, как дома, так и в детском саду. Дети достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме.
Понимая важность данной темы, я и в дальнейшем буду проводить планомерную методическую работу в тесной взаимосвязи с родителями
22 СЛАЙД-ЛИТЕРАТУРА
Для своей работы по данной теме я использовала следующую литературу.
23 СЛАЙД – СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ