Татьяна Колесова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Условия формирования опыта.
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Первоначальной задачей федеральных образовательных стандартов (ФГОС ДО) является сохранение и укрепления здоровья воспитанников, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Методическая работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности строится на основе ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Началом работы по теме опыта стало проведение предварительной диагностики по определению уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах. Диагностика показала, что большинство обследованных детей знакомы с правилами безопасного поведения на улице, но соблюдают их при помощи взрослого, затрудняются в формулировке правил и объяснении необходимости им следовать. У детей недостаточные знания о знаках дорожного движения, устройстве улицы и перекрёстка. У воспитанников нет знаний о безопасных маршрутах от дома к детскому саду, они затрудняются в выборе поведения в дорожных ситуациях.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о необходимости повышения уровня навыков безопасного поведения на дороге у воспитанников. Появилась необходимость активизации работы по формированию навыков у дошкольников безопасного поведения на дорогах.
Изменение системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации образовательного процесса: поиск эффективных форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Именно это и внедрение ФГОС ДО привело к тому, что актуальной темой для автора опыта стало: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством проектной деятельности»
Актуальность опыта.
Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной задачей. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации показал, что ежегодно детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжёлыми последствиями. Одной из важных задач становится обеспечение безопасности детей на дороге. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которая заключается в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, – всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной работы с детьми необходимо внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной формой признана организация проектной деятельности дошкольников.
Поэтому проблема воспитания у детей безопасного поведения актуальна и соответствует потребностям общества. Исходя из противоречий, определена основная идея.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта является создание системы работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах через внедрение проектной деятельности.
Методы и приемы, используемые в работе над опытом
1. Словесный:
– устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
– беседа ( были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»;
– учились составлять творческие рассказы - «Если бы все знаки перепутались?», «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»;
– чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», И. Гурина «Малышкин светофор», «Непослушный пешеход», В. Сутеев «Капризная кошка»; С. Михалков «Моя улица»; В. Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
– составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный:
– презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Опасности на дороге». «В стране Светофории», «Знаки дорожного движения», «Правила дорожного движения», «В мире транспорта».,«Безопасность на дороге»;
– наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
– работа с иллюстрациями по теме.
3. Практический:
– выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта;
– оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);
– применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице» «Дорожный патруль», «Мы шоферы»,«Автозаправочная станция» (АЗС).
Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом рассчитан на октябрь 2017 по февраль 2018 года, охватывает детей старшего дошкольного возраста, родителей, воспитателей.
1 этап - подготовительный: сентябрь 2017 г.
• Изучение методической литературы по данной теме;
• Изучение интернет - ресурсов и взглядов на данную проблему;
• Создать предметно – развивающую среду в группе
2 этап - основной (деятельностный) : Ноябрь 2017г. - январь 2018 г.
• Определение форм и методов по решению поставленных задач.
• Разработка и внедрение проектной деятельности.
3 этап - заключительный (итоговый) : январь - май 2018 г.
• Анализ эффективности результатов проведенной работы по проекту;
• Оценка результативности;
• Определение проблем и дальнейших перспектив работы по данному направлению;
• Распространение педагогического опыта среди педагогической общественности.
На первом этапе был осуществлен подбор диагностического материала и выявление уровня знаний детей через анкетирование, знакомство с технологией.
На основном этапе была проведена работа по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством включения в проектную деятельность.
Диагностика заключительного этапа доказала успешность выбранных форм, методов и средств работы для решения обозначенной проблемы.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление исходного уровня сформированности у дошкольников знаний о правилах дорожного движения.
Для определения уровня развития у детей навыков безопасного поведения и знаний правил дорожного движения, автором использовалась методика Н. И. Клочанова и тестовые задания А. И. Замалеевой.
Данные диагностики показали, что знания детей недостаточно полны, 53% детей не владеют знаниями о типичных опасных ситуациях на улице, 23%– не всегда следуют правилам поведения во дворе и транспорте и только 7% имели достаточный уровень. (Приложение№1)
Для изучения компетентности родителей по данной теме было проведено анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Был получен следующий результат: 32% семей не объясняют детям правила дорожного движения, 68% считают эту работу преждевременной и неактуальной; так как дети передвигаются только с родителями. 41% родителей признались, что иногда сами нарушают правила дорожного движения. (Приложение №2).
75% оценили уровень работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения как средний. Основную информацию для бесед с детьми родители черпают из телевизионных передач (20%, интернета (62%, от общения с воспитателями (18%). Таким образом, проанализировав данные анкетирования, сделала вывод: что работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с родителями и общественностью, расширяя знания по этой теме, как у взрослых, так и у детей.
Диапазон опыта
Внедрение в дошкольное образование проектов по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге представлено системой работы, в которую входит организованная образовательная деятельность, предметно – пространственная развивающая среда, взаимодействие педагога с детьми в режиме дня (игры, беседы, наблюдения и т. д.) и вовлечение родителей в педагогический процесс.
Теоретическое обоснование опыта
В основе теоретической базы опыта лежат следующие нормативно-правовые документы:
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761).
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2765-р.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17.11.2013 г.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. от 30 августа 2013 г. №1014
«Концепция дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) (1989 г.).
Поскольку в последние десятилетия актуальность проблемы формирования основ безопасности жизнедеятельности не только не снизилась, но, в связи с развитием техники, еще и возросла, многие современные ученые изучают вопросы формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности поведения.
Образовательный процесс по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах построен на концептуальных положения ФГОС.
При работе над темой опыта опиралась на позиции Авдеевой Н. Н. Князевой О. Л. и Стеркиной Р. Б. Они утверждают, что в дошкольный период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Анализ исследований показывает, что в качестве специфического компонента образования, который направлен на подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде, должен выступать опыт безопасного поведения.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения, по мнению Скоролуповой О. А., является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении.
Т. Ф. Саулина, считает, что знакомить детей с правилами безопасного поведения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Козлова С. А. рекомендует: приступая к обучению детей правилам дорожного движения в условиях образовательного учреждения учитывать функции социальных знаний. В качестве основной выступает информационная, т. е. знания о правилах дорожного движения несут в себе информацию об отношениях людей в окружающем социальном мире. Пешеходы, водители и сотрудники ГИБДД - это люди, которые должны знать и выполнять определенные правила поведения.
Не менее важна эмоциогенная функция. Она появляется в интересе к изучаемому объекту. Поэтому образовательный процесс предполагает не просто передачу ребенку информации, а предоставление ее с эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок мог наилучшим образом усвоить материал.
Известно, что первичной и постоянной средой для развития ребенка, как пишет Шнейдер Л. Б., является семья. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение». Поэтому тот социальный опыт, которым он овладевает в семье, становится основой для его социализации. Естественное усвоение ребенком правил поведения на улице, в том числе и ПДД, происходит в подражании близким. Семья удовлетворяет его потребности в эмоциональной и физической защищенности на улице, в первичной информации о том, как надо вести себя в той или иной ситуации.
Проектная деятельность нашла свое отражение в идеях отечественных ученых: Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной, Н. В. Веракса, О. М. Дьяченко, Л. А. Венгера. Исследования ученых показывают, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении и развитии дошкольников.
Практический опыт, приобретенный при работе, позволяет заключить, что такой подход обладает определенными резервами в повышении эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма при организации проектной деятельности в ДОУ.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что обоснованное применение проектной деятельности в работе с детьми приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Интегрирование методов и форм организации по формированию безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности решается комплексно, включая все разделы программы.
Поставлена следующая цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах посредством проектной деятельности.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
• познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение;
• познакомить детей с правилами дорожного движения; расширять знания о правилах поведения детей на улице;
• создание условий для формирования у детей устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах, привлечение родителей к данной проблеме.
• формировать предпосылки для поисковой деятельности через реализацию проектной деятельности
Исходя из поставленных задач, была организована работа в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребёнком, направленная на поисковую активность детей и побуждению к творчеству при выполнении заданий, на основе проектной деятельности.
Для решения поставленных задач был разработан комплекс: мер по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через проектную деятельность. Проводилась следующая работа: анализ состояния взаимодействия с семьёй (определение степени включенности родителей в работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для участия в совместных проектах); создание предметно - пространственной среды в группе. Были определены следующие направления: работа с детьми, с родителями, с социумом и выделены следующие принципы:
– принцип целенаправленности;
– принцип систематичности и последовательности;
– принцип доступности
С целью реализации поставленных задач были разработаны проекты, где отражена система по профилактике дорожно-транспортного травматизма. При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, сформировать у них устойчивые знания, умения и навыки в сфере безопасности дорожного движения и сохранения собственного здоровья и безопасности.
Взаимодействие с семьей осуществлялось через педагогическое просвещение родителей.
– организовать проведение информационно-просветительской работы по пропаганде безопасного поведения воспитанников на дороге;
– познакомить родителей с современными технологиями по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах;
– приобщать родителей к участию в совместной проектно-исследовательской деятельностью.
Работе с родителями уделялось значительное внимание на всех этапах работы над опытом, ведь именно они каждый день не раз переходят с детьми дорогу и несут за них ответственность. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге.
План работы с родителями
Сроки Форма работы Название мероприятия
октябрь Консультация: «Правила дорожные достойны уважения»,
ноябрь Открытая НОД «Как мы помогали Грузовичку»
декабрь Час безопасности : мультимедийная презентация «Правила дорожные, знать всем положено!».
декабрь Оформление выставки «Наш автомобиль».
январь
февраль Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности :
«Безопасность детей на дорогах»
«Причины детского дорожного травматизма»,
«Юный пешеход»
На начальном этапе была создана личностно-ориентированная предметно-пространственная среда. Детям доступен уголок безопасности дорожного движения, где сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран методический и наглядный материал по правилам дорожного движения.
В ходе проектной деятельности отрабатывались навыки перехода проезжей части (легче всего это было сделать в игре). Дети знакомились с безопасным маршрутом «Дом – детский сад – дом», получили представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому должны эти правила выполнять все.
С детьми старшего возраста были разработаны проект «Детям знать положено Правила дорожные» (Приложение №3, конкурсы детского рисунка «Дорожные знаки», развлечение «В гостях у Светофорчика».
С детьми подготовительного возраста мы знакомились с проблемными ситуациями на дорогах. Уголок безопасности дорожного движения пополнен необходимым оборудованием: макет перекрёстка, наборы дорожных знаков, мелкие знаки на подставках для работы с макетом.
С детьми подготовительного возраста были разработан проект : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыка безопасного поведения на дороге посредством использования ИКТ» (Приложение №4).
В ходе которых, детям предлагались дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток»; викторины, коллективное рисование «Наша улица»; игровой досуг «Безопасность на дороге».
В рамках реализации проектов, в соответствии ФГОС ДО, использовался личностно - ориентированный подход в построении образовательного процесса. Это дало возможность включится каждому ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Были использованы разнообразные формы работы в совместной деятельности : наблюдения, интегрированная образовательная деятельность в форме викторины, дидактические игры, игры – путешествия, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевых игр, проблемных ситуаций, развлечения.
Результативность опыта
В результате внедрения проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки безопасного поведения на дорогах. Дети усвоили значение дорожных знаков, понимают их схематическое изображение. У дошкольников развиты предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы через реализацию проектной деятельности.
Мною была проведено диагностическое исследование дошкольников по методике Н. И. Клочановой и А. И. Замалеевой. Задания предлагались в любой последовательности. Возможно изменения вопроса его дополнения на усмотрение воспитателя. После решения всех заданий, заполнялась диагностическая карта. Каждое задание этого блока оценивалось отдельно по 3-х бальной системе, по одной схеме:
3 балла – с заданием справился правильно, самостоятельно, осознанно. 2 балла – с заданием справился, но долго думает, тратит много времени.
1 балл – ребенок с заданием справился, но требуется помощь педагога. Баллы суммировались и выводился средний балл.
Итоговый мониторинг показал, что на 19 % увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 40% до 61% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 53% до 13 %. Качество освоения материала составило – 87% (Приложение №)
Данные мониторинга динамики (Таблица №1).
Сроки Высокий
уровень Средний
уровень Низкий
уровень Качество
освоения
Первоначальный мониторинг
Сентябрь 2017 г 7% 40% 53% 43%
Промежуточный мониторинг
Январь 2018 г 8% 42% 50% 50%
Итоговый мониторинг
Май 2018 г. 26% 61% 13% 87%
В итоге наши воспитанники:
• соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения.
• различают и называют специальные виды транспорта (скорая помощь, пожарная машина, полиция, объясняют их назначение.
• понимают значения сигналов светофора.
• узнают и называют дорожные знаки : «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Пункт медицинской помощи».
• различают проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «зебра».
Уровень повышения познавательной активности дошкольников к изучению правил дорожного движения
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Относительно детей :
• сформируются у детей представления об опасностях на дороге.
• систематизируются знания о правилах дорожного движения.
• дети будут устанавливать связь между поведением на дороге и последствиями, полученными в результате нарушений правил дорожного движения.
• сформируется бережное и осознанное отношение к собственному здоровью.
• адекватно будут воспринимать ситуацию на дороге, осознанно действовать в той или иной ситуации.
Список литературы
1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. (Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения). Пособие для педагогов и родителей. –МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2010.
2. Стеркина Р. Б. «Безопасность» (Учебно - методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста). - М., 2011.
3. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. – М., 2007.
4. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников (пособие для педагогов дошкольных учреждений). МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва 2010
5. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет/Т. А. Шорыгина. М. : ТЦ Сфера, 2009.-80с.