Фомина Елена
Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ
Актуальность
В обществе существует много правил и норм поведения, регламентирующих нашу жизнь. Среди них есть правила, от которых зависит собственная жизнь человека, а также жизнь и безопасность других людей. К одним из них относятся нормы и правила поведения в дорожно- транспортной среде.
Публикация «Опыт работы „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
С раннего возраста необходимо формировать у детей навык безопасного поведения на тротуарах, на дорогах, в транспорте. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же мерой, как к взрослым людям, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров порой просто недоступно их сознанию.
Именно поэтому,в своей работе по профилактике детского дорожного травматизма мы попытались уйти от «избитых» догм, сделать образовательную работу с детьми интересной и занимательной.
Целью работы было не только изучить с детьми элементарные правила «дорожной грамоты», но и применить на практике то или иное правило, спрогнозировать ситуацию развития событий в случае его выполнения или невыполнения.
Другое, не менее важное направление в нашей работе – это педагогическое просвещение родителей. Родительский пример- эталон поведения для ребенка. Известно, что дети быстро учатся тому, что взрослые нарушают, и медленно – тому, что соблюдают. Достаточно один раз родителям перебежать дорогу в неположенном месте или перейти на красный сигнал светофора – и, оставшись один, ребенок повторит то же самое. Однако,не следует забывать, что именно родители своим положительным примером и заботой могут привить ребенку осторожность и внимательность на дороге лучше любого педагога.
Нами был разработан цикл мероприятий, включающий в себя и организованные формы работы с детьми, и работу с родителями, взаимодействие с социальными партнерами. Из разных источников (книги, журналы) был отобран познавательный материал и представлен в электронных пособиях «Правила дорожного движения для самых маленьких», «Безопасная дорога», «Транспорт», «Дорожная грамота». Материал в пособиях разбит на темы, изучаемые в течение года: «Что такое дорога?», «Транспорт», «Кто охраняет порядок на дороге?», «ПДД для пешеходов», «ПДД для пассажиров», «Дорожная грамота».Вместе с традиционными формами работы, эти пособия в увлекательной и доступной форме помогают воспитанникам освоить элементарные правила поведения на дороге, расширить их кругозор, а родителям ещё раз задуматься о безопасности своих детей.
Целью образовательной работы стало :формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения избегать их.
Расширять словарный запас детей по дорожной тематике.
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на дорогах.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Участники: воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста (5-7 лет, родители, педагоги
Принципы построения работы :
Принцип системности и взаимосвязанности. Интегрирование образовательной работы по всем направлениям развития детей (образовательным областям), включение во все виды деятельности детей, Принцип комплексно-тематическое планирования предусматривает включение в основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с №25 тем по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Принцип цикличности. Образовательная работа с детьми проводится в течение всего учебного года и включает в себя цикл мероприятий по различным темам дорожной среды и интеграцию задач по формированию навыков безопасного поведения на дороге в тематические недели календарного плана.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода -учет личностных, возрастных особенностей детей, их интересов, уровня психического и физического развития.
Принцип безопасности. Любое организованное мероприятие должно быть тщательно продумано на предмет безопасности, особенно если это целевые прогулки, экскурсии и др.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознанном соблюдении детьми правил безопасного поведения на дороге.
Ресурсное обеспечение:
Уголки безопасности дорожного движения в группах
Разметка прогулочного участка (летний, осенний период)
Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения (игрушки, настольно –печатные игры «Светофор», «Улица города», «Безопасность на улицах и дорогах»Н. Н. Авдеева, О. А. Князева, Р. Б. Стеркина, дидактические игры по ПДД (дорожное лото); плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт», дорожные знаки, форма инспектора ГИБДД.
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева (включена в содержательный раздел ООП ДО МБДОУ д/с №25)
Пособие «Правила дорожного движения»Т. Б. Кобзева,И. А. Холодова,Г. С. Александрова
Пособие «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко
Электронные пособия «Уроки светофорика», «Правила дорожного движения для пешеходов», «Правила дорожного движения для пассажиров», «Дорожная грамота», «Азбука безопасности»(автор Фомина Е. В.)
Методические пособия «Путешествие на зеленый свет» выпуски 2014-2015гг.
Библиотека художественной литературы по тематике ПДД
Планируемые результаты:
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
У детей сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их.
Повышение компетентности педагогов в области формирования у детей основ безопасного поведения на дороге.
Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Организация образовательной работы по профилактике детского дорожного травматизма в детском саду
Тема : «Какие бывают дороги?»
Содержание:
1. Городская дорога
2. Загородная дорога
3. Пешеходные дорожки
4. Правила поведения на тротуаре
5. Дорожная разметка
6. Мы строим дорогу
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «дорога», видами дорог.
2. Дать представление, как строят дороги (виды дорожных покрытий, спец. техника)
3. Дать представление об особенностях городской и загородной дороги, понятиях пешеходный переход, обочина.
4. Формировать правила безопасного поведения на дороге.
5. Вести в лексикон детей слова и их понимание: «асфальтовое покрытие»,«пешеходный переход», «тротуар», «обочина», «дорожная техника-экскаватор, подъемный кран, каток, бульдозер».
Ресурсное обеспечение : эл. пособие «Что такое дорога?», «Транспорт»
Проектное оборудование, машины (игрушки, наглядный материал (плакаты «Улица города», раздаточные сюжетные картинки,дидактическая игра «Светофор», напольный и настольный конструктор
Наглядно-дидактическое пособие «Уроки безопасности»
Пособие «Правила безопасного поведения на дороге» Г. Н. Элькин
Худ. лит-ра: «Я на улице»З. Кутилова,И. Айдаров,«Чтобы не было беды»Н. Мигунова
Формы образовательной работы с детьми :
НОД, беседы с детьми сиспользованием электронных пособий
Самостоятельная деятельность детей : внесение в РППС атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Дорога», «Ремонтная мастерская», «Автозаправка».
Игра –эксперимент на участке с использованием природных материалов (песок, глина, гравий) «Мы строим дорогу»
Чтение художественной литературы
Наблюдение за проезжающим транспортом
Внесение материалов для самостоятельной изобразительной деятельности детей.
Взаимодействие с семьей: родительское собрание «Безопасность деьтей- ответственность родителей!»
Консультация для педагогов: «Особенности образовательной работы по формированию ОБЖ в детском саду»
Тема:«Правила дорожного движения, если я - пешеход»
Содержание темы:
1. Кто такие пешеходы?
2. Основные правила пешеходов
3. Пешеходный переход
Задачи:
1. Формировать у детей представления о пешеходах, как участников дорожного движения.
2. Познакомить с дорожным знаком и дорожной разметкой «Пешеходный переход»
3. Формировать навыки безопасного поведения пешеходов на дороге.
4. Познакомить детей со значением сигналов светофора.
Ресурсное обеспечение: «Правила поведения для юных пешеходов?»,«Дорожная грамота»электронное пособие (автор Фомина Е. В.)
Проектное оборудование, макет светофора, машины (игрушки, наглядный материал, раздаточные сюжетные картинки,дидактические игры «Найди нужный знак», «Найди правильную разметку»
Пособие «Правила безопасного поведения на дороге» Г. Н. Элькин
Пособие «Три сигнала светофора»Т. Ф. Саулина Просвещение 1989
Наглядное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»Н. Н. Авдеева, О. А. Князева, Р. Б. Стеркина, Наглядное пособие «Транспорт», наглядное пособие «Дорожная азбука»
Худ. литература «Пешеходу малышу» отв. О. В. Краева «Талка» Иваново
«Правила дорожного движения» С. Михайлов., «На улице»Н. Обухова, «Школа пешехода» М. Кривич,О. Ольгин, «Светофор»В. Лиходед, С. Михалков «Я иду через дорогу»,»Скверная история».
Формы работы с детьми :
Беседа «Какие правила дорожного движения должен соблюдать пешеход?»
Ситуативная игра «По дороге в детский сад»
Аппликация «Зебра»
Проектная деятельность. Защита проекта «как найти дорогу к родному порогу?»(подг. гр.)
Чтение художественной литературы
Подвижная игра на прогулке «Пешеходы и водители»
Изобразительная деятельность (рисование, лепка
Взаимодействие с семьей: Памятки для родителей «Засветись- или потеряешь!» (разъяснительная работа с родителями по наличию на одежде детей светоотражающих элементов).
Мастер- класс для педагогов «Создание и использование электронных пособий в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения в дорожно- транспортной среде»»
Тема «Кто охраняет порядок на дороге?»
Содержание темы:
1. Инспектор ГИБДД
2. Что такое светофор и зачем он нужен?
3. Пешеходный и транспортный светофор
Задачи:
Познакомить детей с назначением дорожно-патрульной службы (ГИБДД).
Продолжать формировать представления детей о назначении светофора, расположением световых сигналов, их значением, видами светофоров: транспортный, пешеходный.
Ресурсное обеспечение: электронное пособие «Кто охраняет порядок на дороге?» (автор Фомина Е. В.)
Проектное оборудование, макет светофора, атрибуты инспектора ГИБДД (жезл, форма) машины (игрушки, наглядное пособие «Профессии», раздаточные сюжетные картинки,настольная игра «Светофор», напольный и настольный конструктор.
Худ. лит-ра «Как пройти через дорогу?» С. Волков, «Светофор»Г. Георгиев, стихи «Светофор»З. Мостовой, С. Маршак,О. Бедарева, «Для чего нам светофор?» О. Татутин, С. Михалков «Дядя Степа», В. Кожевников «Светофор» .
Формы работы с детьми :
Беседа «Кто охраняет порядок на дороге?»
Встреча с сотрудниками ГИБДД
Внесение в РППС атрибутов для сюжетно- ролевой игры игра «Инспектор ГИБДД», мягких модулей (машины, наглядного материала (плакаты, иллюстрации и др.)
Аппликация «Светофор»
Чтение художественной литературы
Конструирование «Транспорт»
Внесение материалов для самостоятельной продуктивной деятельности детей (пластилин, краски, карандаши, бумага, клей и др)
Взаимодействие с семьей:изготовление атрибутов к сюжетно- ролевым играм по дорожной тематике
Открытые просмотры для педагогов детского сада организации образовательной деятельности с детьми по формированию ОБЖ с использованием электронных образовательных ресурсов. (старшая и подготовительная группы)
Тема:Правила дорожного движения, если я-пассажир.
Содержание темы:
1. Кто такие пассажиры?
2. Правила безопасного поведения на остановке.
3. Правила вежливого пассажира
Задачи:
Формировать представления детей о пассажирах, как участников дорожного движения
Воспитывать навыки культурного поведения в транспорте
Формировать навыки безопасного поведения на остановке и в транспорте.
Ресурсное обеспечение: электронное пособие «Правила дорожного движения для пассажиров»(автор Фомина Е. В., проектное оборудование, атрибуты для сюжетно- ролевой игры «В автобусе».
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Пособие «Правила безопасного поведения на дороге» Г. Н. Элькин
Худ. лит-ра: «Едут, едут пассажиры» С. Волков, «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» Г. Шалаева
Организация деятельности: :
Беседа «Правила дорожного движения для пассажиров»
Сюжетная игра «В автобусе»
Чтение художественной литературы:
Целевая прогулка на автобусную остановку
Взаимодействие с семьей: оформление в приемных плакатов и стендов по ПДД
Консультация для педагогов «Дидактические игры
Тема «Транспорт»
Содержаниетемы:
1. Виды транспорта.
2. Пассажирский транспорт
3. Транспорт специального назначения
Задачи:
Формировать представления детей о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный)
Расширить представления детей о наземных видах транспортных средств
Воспитывать уважение к людям разных профессий (водитель, медик, сотрудник МЧС, полицейский и др).
Ресурсное обеспечение: электронное пособие «Транспорт»(автор Фомина Е. В., проектное оборудование, мягкие модули «Машины», «Корабль», раздаточный материал -картинки «Транспорт», дорожное лото, домино «Транспорт», игрушки-машины, дидактическая игра «Дорога», блоки Дьенеша
Худ. лит-ра «Быстрые машины»О. Иванова, «А сперва была лошадь»А. Маркуша, «Машины на нашей улице» М. Ильин,Е. Сегал
Формы работы с детьми :
Беседа «Виды транспорта», «Какие бывают машины?»
Подвижная игра с использованием обручей «Водители»,
Внесение атрибутов для сюжетно- ролевой игры «Улицы города»(макеты домов, мягкие модули, напольный конструктов, форму и атрибуты сотрудника ГИБДД, игрушки и др)
Чтение художественной литературы
Аппликация из геометрических форм «Машины»
Рисование по замыслу.
Взаимодействие с семьей: акция «Юные книголюбы» (пополнение библиотеки групп книгами, починка книг, изготовление книжек- малышек для малышей по тематике ПДД)
Тема «Дорожные знаки»
Содержание:
1. Дорожные знаки
• Предупреждающие знаки
• Запрещающие знаки
• Знаки сервиса
Задачи:
Познакомить детей с дорожными знаками и их назначением.
Ресурсное обеспечение: электронное пособие «Дорожная грамота» (автор Фомина Е. В., проектное оборудование, макеты дорожных знаков, плакаты «Улица города» ,мягкие модули «Машины», раздаточный материал «Дорожные знаки», лото «Дорожные знаки»
Пособие «Правила безопасного поведения на дороге» Г. Н. Элькин
Худ. лит-ра: «Чтобы не было беды»Н. Мигунова
Формы работы с детьми :
Беседа «Для чего нужны дорожные знаки?» с использованием эл. пособия
Чтение художественной литературы:
Рисование «Дорожные знаки»
Викторина «Угадай –ка!»
Взаимодействие с семьей: викторина с участием детей и родителей «Уроки Светофорика»
Работа с педагогами : представление опыта работы на педагогическом совете МБДОУ д/с №25
Результативность опыта :
Воспитанники старшего дошкольного возраста имеют представления о окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения (100%)
У детей сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, умение предвидеть опасные ситуации и обходить их (91%)
91% воспитанников имеют фликеры на одежде, обуви, предметах личного пользования.
Повысилась компетентности педагогов в области формирования у детей основ безопасного поведения на дороге :100% педагогов знают нормативные требования в области организации образовательной деятельности по ОБЖ, 91% используют в работе с детьми электронные образовательные ресурсы.
Повысилась активность родителей, вовлеченность в образовательный процесс составила 85%.