Эльмира Рафикова
Формирование начала профессиональной ориентации посредством организации проектной деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начала профессиональной ориентации посредством организации проектной деятельности воспитанников среднего дошкольного возраста.
Воспитатель первой категории Рафикова Э. Т.
Детский сад «Солнышко» с. Борское Самарская область
Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – повар и даже президент. …
Публикация «Формирование начала профессиональной ориентации посредством организации проектной деятельности воспитанников» размещена в разделах
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. С трехлетнего возраста ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Появляются и первые представления о мире профессий взрослых. Под началами профессиональной ориентации понимаем формирование у детей представлений о труде взрослых посредством специально организованной деятельности и вне неё.
Дошкольная организация – первая ступень в формировании базовых знаний различных сфер жизни, в частности, знаний о профессиях. На базе нашего детского сада существует большая возможность формирования начал профессиональной ориентации подрастающего поколения, даже воспитанников средней группы.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети среднего дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.
Одним из методов ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, в нашем детском саду, является метод проектов так как :
- основывается на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию;
- позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.
Этап в развитии проектной деятельности у детей среднего дошкольного возраста – подражательско - исполнительский. Дети выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Поэтому специфика организации проектной деятельности воспитанников 4-5 лет в следующем :
1. Педагог составляет профессиограмму более упрощенную;
2. В среднем возрасте вместо экскурсий проводим встречу с интересными людьми;
3. Игры проводим в соответствии с возрастом.
1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учетом интересов детей).
2. Определение взрослым цели проекта, его мотивация.
3. Привлечение воспитанников к участию в планировании деятельности.
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе», выполнение детьми определенных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
Остановлюсь на одном из проектов профориентационной направленности в средней группе – «Повар».
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения поставленной проблемы и применять их на практике, он разработан на основе интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом дошкольного образования и предусматривающий активное участие каждого дошкольника в различных видах деятельности совместно со взрослыми.
Состоит из 3х этапов реализации: Организационно-подготовительный, основной, итоговый.
На 1 этапе использовали разные формы взаимодействия с семьями воспитанников, с педагогами и воспитанниками (слайд).
Основной этап проектной деятельности был ориентирован на организацию работы с воспитанниками, в процессе которой осуществлялось:
- Знакомство с профессией по следующему алгоритму: название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
- Встреча с интересными людьми, представителем профессии «повар», моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Так, повар столовой, рассказала воспитанникам средней группы о нелёгком труде повара, в подарок детям оставила свой рабочий костюм. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.
- Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Повар», и др.
- Использование дидактических игр: «Что получится из продуктов», «Кому это нужно», «Юные повара», «Сварим компот», «Что сначала, что потом», «Магазин продуктов» и др.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых осуществлялась в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Воспитателям необходимо было открыть интересные, увлекательные, занимательные стороны трудовой деятельности. Дети с радостью стряпали печенье, с удовольствием пекли хлеб, занимались посадкой огорода на окне. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.
- Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Проектная деятельность детей как раз наполняет содержанием сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Поварята», «Готовим борщ», «Столовая (кафе) и др. Игра является результатом всей проводимой работы.
- Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В. Маяковского и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществлялось в процессе организации и предложении творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде. Родители принимали активное участие в оформлении предметной развивающей среды, изготовлении атрибутов, пошиве необходимых костюмов для игровой и трудовой деятельности.
На третьем этапе – создание фото и видео архива, презентация проекта.
Таким образом, проектная деятельность позволила объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о труде взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даёт необходимый воспитательный эффект. На данном этапе работы мы можем говорить о положительных результатах работы и, конечно, о необходимости продолжения систематической работы в данном направлении.