Ирина Никитушкина
Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование гражданственности школьников
посредством организации социальных практик"
Одним из трудных участков работы современной школы является подготовка учащихся к включению в социум. В обоснование актуальности выбранной темы хочется привести высказывание американского философа и педагога Джона Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребёнок должен быть ещё и подготовлен к жизни».
Публикация «Формирование гражданственности школьников посредством организации социальных практик» размещена в разделах
Если мы оглянемся вокруг себя, то увидим, что кругом идёт конкурентная борьба за обладание местом в обществе. Растут требования и к ученикам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.
Социальная успешность определяется готовностью школьника осуществлять социальную практику, которая способствует приобретению опыта позитивной деятельности. Социальная практика в широком смысле – это ситуации, в которых человек получает социальный опыт. Такие ситуации возникают в результате делового общения и совместной деятельности ребят с представителями разных профессий на рабочих местах, самостоятельного поиска тех, кто нуждается в помощи и заботе.
Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически. А практика – это деятельность. Это значит, что у ребёнка должны быть цели и мотивы деятельности. Должны быть самостоятельные действия. Таким образом, социальная практика – это педагогически управляемая деятельность учеников, то есть при организации практики мы должны точно понимать, на получение каких возможных результатов они направлены. Хотим поделиться опытом социальных практик на примере нашей школы.
Социальная практика в нашей школе существует в трё х вариантах:
1) Активная практика :
• участие старшеклассников в школьном самоуправлении;
• участие в социальных и исследовательских проектах;
• разработка и проведение мероприятий в режиме коллективно-творческих дел.
2) Пассивная практика :
• учебные социально-практические ситуации на уроках и факультативах;
• проведение деловых игр.
3) Преобразовательная практика (волонтёрская деятельность) :
• помощь социально-незащищённым слоям населения;
• общественно-полезные дела.
Социальную активность учащиеся школы проявляют, принимая участие в различных акциях школьного и городского уровней. В школе всегда находятся проблемы, которые можно и нужно решать с привлечением учащихся, например, благоустройство территории школы и микрорайона, оформление Зала Боевой Славы в рекреации истории на базе материалов школьного музея, оформление информационных стендов, организация конкурса «Лучший класс учебного года», участие в акции «Бессмертный полк». Наша школа тесно сотрудничает с социально-оздоровительным центром «Доблесть», организуя творческие вечера и встречи с ветеранами, пенсионерами, проходящими курс лечения и реабилитации в этом центре, а также проводятся экскурсии по городу для приезжих отдыхающих. До расформирования детского реабилитационного центра «Незабудка» ребята нашей школы постоянно проводили волонтёрскую деятельность для детей этого центра. Налажены также контакты с Большетолкайским пансионатом для ветеранов труда, где ребята проводят спортивные мероприятия, шахматно-шашечные турниры, музыкальные вечера. Не остались без внимания наших ребят и учителя - ветераны Педагогического труда нашей школы, находящиеся на заслуженном отдыхе. Они частые гости в нашей школе на линейке, посвящённой 1 Сентября, на празднике последнего звонка, на концертах в честь Дня учителя и 8 марта, Нового года и т. д.
Ещё одна традиционная для нашей школы форма социальной практики для старшеклассников – проведение Дня дублёра на День Учителя. Потенциал этой формы социальной практики даёт возможность учащимся приобрести новый для них социальный опыт – опыт взаимодействия в новой ситуации, почувствовать ответственность, прочувствовать профессию учителя, таким образом, непреднамеренно осуществляется профессиональная ориентация.
Самым распространённым видом социальной практики является социальное проектирование, которое является также одним из эффективных способов развития гражданского общества. Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций. Именно эта технология позволяет увидеть обучающимися проблемы в обществе и сыграть активную роль в их решении. Например, все учащиеся нашей школы с 1-11 классы в течение двух лет были вовлечены в социальный проект «Историю школы в школьный музей». Учащиеся 11-х классов ежегодно участвуют в разработке и защите социальных проектов. Есть определё нные успехи в этом направлении: наши ученики стали победителями финального этапа проекта «Гражданин» в 2015 году; 11-классники стали победителями Всероссийского конкурса по созданию и размещению социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни; получили Диплом Победителей Всероссийского конкурса социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!», в 2017 году стали призёрами областного краеведческого фестиваля «Победы России».
Социальная практика помогает учащимся научиться вступать в деловые отношения с организациями или частными лицами; найти для себя различные способы выстраивания делового общения - научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать.
Таким образом, социальные практики, проводимые в разных формах, позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, забота о других людях, милосердие, доброта, социальная активность, организованность.