Маринин Геннадий
Родительское собрание по профориентации в 10 классе «Роль семьи в профессиональной ориентации подростка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Питкяранта Республики Карелия
по профориентации
«РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА»
Разработчик: Маринина Н. В.
Педагог-психолог МОУ СОШ №2
Цель родительского собрания :
Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание по профориентации в 10 классе „Роль семьи в профессиональной ориентации подростка“» размещена в разделах
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
• Создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального самоопределения;
• Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей;
• Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Участники: родители учащихся 10 класса, классный руководитель.
Время: 45-60 мин.
Форма проведения: час общения – диалог.
Материалы: презентация.
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Вступление
2. Беседа
3. Подведение итогов
4. Приложения
5. Литература
Ход РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Вступление
Наверное, каждый из вас задавал вопрос своему ребенку: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?». И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее тревожит этот вопрос душу и разум как родителя, так и ребенка….
2. Беседа
С чего же начать? На что следует обратить внимание? Какой ВУЗ выбрать? С этими вопросами, в определенное время встречается каждый родитель…
В России был проведен соцопрос. Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.
Профессия должна быть :
1. Престижной;
2. Хорошо оплачиваемой;
3. Интересной;
4. С хорошими условиями труда;
5. Её легко было приобрести;
6. Соответствовать желанию родителей;
7. Можно было учиться и работать с друзьями;
8. Востребованной на рынке труда.
Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются :
По характеру труда:
• Физический или умственный труд
• Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
• Профессии, требующие высшего образования;
• Профессии, требующие среднего профессионального образования;
• Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
• Человек
• Техника
• Знаковая система (информация)
• Художественный образ
• Природа.
Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда:
Человек - природа
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
• ветеринар
• агроном
• гидролог
• овцевод
• механизатор
• тракторист и т. д.
Человек-техника
Это люди, использующие технические устройства.
• пилоты
• водители
• матросы
• электромонтёры
• слесари и т. д.
Человек-человек
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.
• учитель
• врач
• журналист
• продавец и т. д.
Человек - знаковая система.
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
• бухгалтеры
• учёные
• операторы ЭВМ
• люди, работающие в лабораториях, научных центрах и т. д.
Человек - художественный образ
Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
• художники
• стилисты
• модельеры
• парикмахеры и т. д.
Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.
Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.
Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии :
• Помочь подростку оценить его способности и интересы;
• Выяснить, какие профессии ему нравятся;
• Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. • Помочь определить способности, ЗУН.
• Рассказать, как можно их применить;
• Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. • Исследовать рынок труда;
• Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию;
• Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии.
Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.
Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.
Ошибки при выборе профессии :
• Отношение к выбору профессии как к неизменному.
• Бытующие мнения о престижности профессии.
• Выбор профессии под влиянием товарищей.
• Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
• Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
• Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
• Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.
• Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
• Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.
Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:
• Кем хочет стать Ваш ребенок?
• Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
• Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?
• Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?
• Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?
• Соглашается ли с этим Ваш ребенок?
Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.
3. Подведение итогов
Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.
На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.
Не забывайте, окончив школу, ребенок должен знать:
1. Свои интересы к профессии.
2. Свои способности.
3. Свои склонности.
4. Степень профессиональной пригодности.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ф. И. анкетируемого.
1 Чем вы руководствовались, когда выбирали профессию?
…
2 Можете ли Вы реализовать свои способности на выбранной работе?
…
3 Что Вас радует, а что огорчает в Вашей работе?
…
4 Значима ли Ваша профессия в обществе? Престижна?
…
5 Что Вас радует на работе, а что огорчает?
…
6 Дает ли Ваша работа высокое материальное обеспечение?
…
7 Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии?
…
Литература
1. Родительские собрания : 9 класс. Автор-составитель Л. А. Егорова. –М. :ВАКО, 2009.
2. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М. : - Вако, 2005.
3. Климов Е. А. Как выбирать профессию. – М. : Просвещение, 2003.