надежда шадрина
Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами элементов народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование начальных ключевых компетенций детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора.
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить)– совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности. Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Ключевые образовательные компетенции в дошкольном возрасте определены основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности.
Публикация «Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами элементов народного фольклора» размещена в разделах
Формированию ключевых компетентностей, способствует гибкая адаптация к окружающей среде возрастной группы. Познакомить детей с окружающими предметами, научить действовать с ними, затем помочь детям организовывать собственную деятельность – одна из главных задач в моей педагогической деятельности.
Любое своё действие я сопровождаю словом, описательным словом, в смысл которого вложена деятельность, способная мотивировать ребёнка сначала пойти на контакт с взрослым, преодолеть страх общения с чужим для него человеком, затем войти в новый мир взаимоотношений со сверстниками, демонстрировать свои умения, получать новый опыт, расти, развиваться, шагать к новым открытиям. При организации взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста, для развития в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической областях, на мой взгляд, наиболее эффективным является использование элементов фольклора.
Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это - малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения, которые входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения им речью. В моей работе использование фольклора необходимо, так как он отражает деятельность и быт людей многих поколений, а этого современным детям не хватает. Фольклор я использую в течении всего дня: под потешки дети умываются, обедают, засыпают, делая жизнь ребенка ярче. С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Повторяя вместе со мной поговорки, потешки у детей развивается воображение, память, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.
Таким образом, можно назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте : информационная; здоровьесберегающая; когнитивная; эмоциональная; социальная; коммуникативная.
Информационная компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.
При знакомстве детей с объектами окружающей действительности, я использую небольшие стихи, загадки. Особенно это помогает при проведении обобщающих мероприятий по теме, например при знакомстве с овощами.
Загадки про овощи
1. Весной сажают, летом поливают,
Пропалывают, тяпают, осенью выкапывают! (ответ-овощи)
2. Они разные бывают, в огородах созревают,
Одним словом называют,
В борщ их мама добавляет! (ответ – овощи).
Компетенция здоровьесберегающая – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.
Потешки легко воспринимаются детьми, заучиваются, способствуют развитию памяти, речи, формированию здорового образа жизни.
Умывание перед обедом
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок.
Перед сном После сна
Перед тем, как спать ложиться, Петушок-петушок,
Нужно нам с тобой умыться. Подари мне гребешок.
Моем глазки, бровки, носик, Ну, пожалуйста, прошу -
Чтобы сон пришел к нам в гости. Я кудряшки расчешу!
Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности. Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком и т. д.
Лепка из пластилина, солё ного теста:
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И Серёжке на зубок.
Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.
***
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.
***
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Социальная компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты. Работа в данном направлении осуществляется посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т. д. В процессе организованной образовательной деятельности углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, об общепринятых нормах и правилах.
Вспоминайка
Правила каждые нужны без сомнения,
но самые важные - правила движения.
Как вести себя в пути, что там можно делать,
улицу, как перейти, и нельзя где бегать.
Улицу чтоб перейти, каждый пешеход
обязательно найти должен (переход) .
Переходные дорожки отмечают с давних пор
часто (белые полоски, (человечки, (светофор) .
Ах,какая бывает досада, но может быть много бед,
когда кажется, что идти очень надо, а горит красный свет.
Путь когда лишь разрешенный, - если (мы осмотримся,
и если (светит нам зеленый, и если (не торопимся).
Везде и в любую погоду, в любое время ночи и дня,
улицу только по переходу переходить должны все – ты и я!
Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.
Таким образом, приобщение детей к фольклору, используя его в повседневной жизни, позволяет реализовывать творческую индивидуальность, эстетическое отношение к миру природы и человека в ней, вводит ребенка в мир чувств и эмоциональных открытий.