Инна Макаревич
Консультация для воспитателей «Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – это зеркало души человеческой,
эмоциональное познание,
модель человеческих эмоций.
Б. М. Теплова
Федеральная целевая программа развития образования в качестве важнейшей цели дошкольного образования определяет создание условий для качественного образования, гармоничного и разностороннего развития дошкольников, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует развитию их познавательных способностей.
Познание ребенком окружающего мира осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.
Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. В процессе восприятия происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы. Это вид активной деятельности, связанный с другими психическими процессами (мышлением, воображением, памятью) и включающий предшествующий опыт. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы.
ПЕНИЕ — основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние, но и вызвать у других соответствующий отклик. Песня учит и воспитывает человека, сопровождает человека всю жизнь.
Основными целями в работе над пением являются:
1. Эмоциональное развитие ребёнка через песню.
2. Расширение представления об окружающем мире.
3. Развитие способности к самовыражению, самореализации.
С помощью пения можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребенка.
Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме : ритме, упражнениях и играх.
В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать.
Игра на музыкальных инструментах, игры-драматизации объединяют в себе музыкальные движения, пение, художественное слово, мимику, пантомиму подчиняя их главной задаче – создание художественного образа. В дошкольном возрасте наблюдаются лишь минимальное детское музыкальное творчество, его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Основной идеей и смыслом работы музыкального руководителя является то, чтобы различные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста не сводились лишь как обучающие музыкальным навыкам и знаниям, а формировали художественно-эмоциональное познание действительности, мышление. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого музыкальным руководителям следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников и апробирование их на занятиях, связанных с музыкальной деятельностью.
Остановимся лишь на некоторых.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий. Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как наша главная задача – формирование художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.
В современных условиях, решая проблему познавательного развития, нельзя не оценить возможности широкого внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т. е. обогащают методические возможности занятия музыки, придают ему современный уровень. Видеопроектор, интерактивная доска, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют существенно повысить мотивацию детей к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации; технологии, в которых используются информационно-обучающие компьютерные программы, и технологии, в которых используются тестирующие программы.
Благодаря использованию ИКТ не только занятия, но и развлечения, праздники проходят ярко, красочно, интересно. Это способствует умению слушать и понимать музыку, развивает внимание, память, чувство ритма, слух, умение проявлять себя в театрализованной деятельности, в пении, в игре на детских музыкальных инструментах и т. д.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. «… плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Ф. А. Дистервег).
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проекта может быть использован и в рамках НОД. Такая совместная деятельность имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации к проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности
Таким образом, если в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста использовать музыкально-художественную деятельность и проектный метод, то это будет способствовать : активизации познавательной деятельности детей; формированию у них специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера; разовьёт творческую активность детей; активизирует желание и умение создавать новые образы, проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха; откроет педагогу большие возможности для активизации мыслительной деятельности через эмоциональное возбуждение и развития личности дошкольников.
Экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
Основной целью музыкальной экспериментальной деятельности является воздействие на эстетические чувства, нравственные переживания. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, вырабатывать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами, развитие сознательного отношения к музыкальному миру.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с разнообразием звуков является первостепенным вхождением ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков в общественных местах, на улице, в городе, в лесу, в поле и т. д.
Из вышесказанного следует, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей огромно — они концентрируют внимание, активизируют память, являются неоспоримым аспектом постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.
Список литературы:
1. Бурлакова И. А. Клопотова Е. Е. «Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста» \\ Психологическая диагностика. 01.2011г.
2. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании. СПб, 2000. 196c.
3. Комарова Т. С., Комарова И. И. «Информационно-коммуникационные
технологии в дошкольном образовании». М., 2011. 128 c.
4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., Наука-М, 2003. 379с.
5. Малахова, Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : Л. В. Малахова, – Феникс, 2008 г. ;
6. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии [Текст] : А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, – Феникс, 2008 г. ;
7. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. [Текст] : Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, – Мозаика-Синтез, 2012 г. ;
8. Журавлева. В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] : В. Н. Журавлева, – Учитель, 2011 г. ;