Любовь Халикова
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Защитное слово
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр
Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.
В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.
Публикация «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
Сенсорная культура ребёнка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.
Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития
резко снижает возможность успешного обучения ребёнка.
Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.
Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.
. Организуя игру, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчё ркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности.
Проведя диагностику, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» программы под ред. Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» были получены следующие результаты: лишь у 10% детей — высокий уровень, у 60% - средний и у 30% - низкий. (Приложение 1)
Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.
Анкетирование родителей показало, что у 40% детей дома нет дидактических игр по сенсорике, у 50% есть только мозаика и всего у 10% детей дома есть разнообразные дидактические игры. (Приложение 2)
В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей младшего возраста.
Цель проекта:
Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы
3. Формировать сенсорные эталоны
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
Методы и приё мы:
• организационные;
• мотивирующие;
• словесные;
• игровые;
• наглядные.
Принципы реализации проекта:
• принцип наглядности;
• принцип доступности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности
Основные направления в работе:
1. Формирование практических способов ориентировки.
2. Формирование восприятия цвета.
3. Формирование восприятия формы.
4. Формирование восприятия величины.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Подготовительный этап
1. Анкетирование родителей (см. приложение 1)
2. Изучение методической литературы по сенсорной культуре
3. Диагностика детей по сенсорному развитию. (см. приложение 2.)
4. Разработка перспективного плана работы по сенсорному развитию с детьми младшего возраста на учебный год. (см. приложение 3)
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.