Марина Гаврилова
Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любознательность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных учреждениях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художественного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музыкальную культуру.
Публикация «Формирование музыкальной грамотности во время ОД у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Д. Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства.
Музыкальное развитие оказывает глубокое воздействие на общее развитие маленького ребенка. Благодаря этому формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни.
К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.
Рассмотрим один из компонентов музыкальной культуры, используемый в работе ОУ - музыкальную грамотность.
Музыкальная грамотность – это приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования.
Важной составной частью музыкальной грамотности является развитие музыкальных способностей.
Вторая немаловажная составляющая музыкальной грамотности- эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности.
Педагоги музыкального развития в детском саду зачастую сталкиваются с проблемой преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно, и при этом помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности. Как создать обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование?
Меня заинтересовал данный вопрос, и я определила в своей работе следующие задачи:
-Развитие эмоциональной отзывчивости детей к музыке, их увлеченности процессом музыкальных занятий.
– Накопление разнообразных музыкально – слуховых представлений.
– На основе знаний, полученных по музыкальной грамоте, углубить и расширить музыкально-слуховые представления о высоте звуков, длительностях, силе звучания, ладах музыки, ритмических рисунках.
Одним из наиболее, интересных и плодотворных путей активизации изучения музыкальной грамоты является введение художественного слова и игрового приема. Игровые моменты повышают заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребенка нельзя заставить, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик.
Так, например, знакомство с музыкальным ладом у детей началось со сказки автора Ольги Камозиной «Сольфеджио в сказках» - «Два города у одной реки» с показом иллюстраций.
После прочтения сказки, дети прослушивали музыкальные мелодии в мажоре и миноре и поднимали соответствующие изображения (солнышко – мажор, капелька - минор).
На следующих этапах при прослушивании музыкального произведения использовалось чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или фрагмента перед исполнением музыки, которое также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед слушанием пьесы «Баба яга» П. И. Чайковского, читается стихотворение Е. Огневой «Баба-Яга»
«…В том глухом лесу жила
Баба страшная Яга,
Баба страшная Яга вместо носа кочерга…
Ходит-бродит здесь и там
По болотам, по лесам».
Знакомство с нотной грамотой в детском саду требует не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций на начальных этапах обучения, и здесь очень помогают наглядные пособия, карточки тренирующего типа, познавательные и развивающие игры.
Ноты — это записанные звуки. Как нашу речь мы записываем буквами, так и музыку записывают нотами. Нот существует огромное множество: высоких, низких, но все они делятся на 7 основных, которые знают все: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нотки живут на нотном стане, который состоит из 5 линеек. Нотки могут располагаться либо прямо на этих линейках, либо между ними,
Для запоминания названий нот может помочь карточка, на которой каждая нота представлена картинкой, и если назвать ее (картинку, то можно в начале каждого слова услышать «имя» ноты. Например, дождь, дом –ДО, мишка, миска – МИ, лягушка – ЛЯ и т. д.
Для закрепления названий нот, можно предложить игру
«Нотки прячутся в словах».
Очень интересна детям работа на занятии с ритмическими рисунками для развития чувство ритма. Дети понимают, что ноты бывают длинные и короткие, что у мелодии есть «рисунок»,т. е. мелодия. И исполнять мелодию можно на разных музыкальных инструментах.
Детям предлагаются различные карточки с музыкальными «зарисовками».
На следующем этапе дети могут сами выкладывать мелодию на тренажере и предлагать сыграть ее своим товарищам.
Музыкально-дидактические игры, художественное слово, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения
Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре.