Олеся Вологжина
Формирование моторной сферы у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование моторной сферы у детей раннего возраста.
Моторика - это «совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий» («Невропатология» Л. О. Бадалян)
Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным моментом не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни ребенка дошкольного возраста. Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь.
Темочки:
Направления формирования двигательной сферы :
• от общей моторики к мелкой, позже к артикуляционной;
• от общих движений тела через движения мышц лица (мимику) к артикуляционным движениям;
• от диффузных движений к дифференцированным;
• от освоения отдельных элементов артикуляции к артикуляционному укладу; • от освоения изолированного произношения звука к освоению артикуляторного уклада определенного звука в различных языковых единицах (словах, фразах, текстах, используемых в непрерывном речевом потоке.
Моторные навыки и двигательный контроль начинают развиваться после рождения и прогрессируют по мере роста детей, особенно быстро в раннем дошкольном возрасте. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложенный фундамент из основы крупной моторики. Развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 1,5 - 3 года - наилучшее время для этого, так как дети очень подвижны, они начинают увереннее пользоваться своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.
Поэтому в качестве приоритетной цели при работе с малышами по данному направлению выделяют развитие общей подвижности ребенка. Без развитой крупной моторики невозможно полноценное формирование человека. Эта работа позволяет сохранить и приумножить физическое и умственное развитие детей.
Основными задачами по развитию крупной моторики являются :
- создание условий для реализации двигательной активности ребенка;
- выработка навыка контролировать движения и управлять ими;
- научение согласованности действий;
- развитие двигательной активности.
Формирование крупной моторики детей происходит за счет любых движений, копирования действий взрослых и животных, утренней зарядки, физкультурных занятий, танцев, игр с мячом, в прятки, заданий с поэтапным выполнением, на прогулках - игры малой и средней подвижности, в «догонялки» и другие активные игры. Также используются лазание, перешагивание предметов, ходьба по наклонной плоскости (на спортивном комплексе на участке, в группе по лесенке, по горке, по ограниченной поверхности и т. д.). При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными.
Такие упражнения в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость, развивают мышцы. Во время данных видов деятельности максимально реализуется ситуация успеха, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Планирование и организация различных видов деятельности позволяет определить плюсы целенаправленного развития крупной моторики и двигательных навыков:
- укрепляется опорно-двигательный аппарат, мышцы и правильное развитие скелета;
- улучшается координация движений;
- стимулируется познавательная активность, мотивация к активной деятельности;
- увеличивается работоспособность, укрепляется дыхательная и сердечно-сосудистая системы;
- развивается самостоятельность;
- совершенствуется речь;
- формируется межполушарное взаимодействие, то есть создается база для развития речи, памяти и внимания;
- развивается творческий потенциал;
- умение управлять своим телом в пространстве;
- содействие в познании мира и себя.
Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. После игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают. Также можно отметить, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, игра на музыкальных инструментах и так далее. Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, выше двигательная активность, они имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.
Цель работы по развитию мелкой моторики, является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Дети с большим удовольствием принимают участие в пальчиковых играх.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами.
игры с мелкой мозаикой.
игры с конструктором
игры с вкладышами
игры с пирамидками
игры с тактильными досочками
Эти игры отлично развивают мелкую моторику, внимание, мышление, логику, зрительное восприятие.
Шнуровки
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
Развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Пальчиковый театр - это увлекательная игра, которая:
стимулирует развитие мелкой моторики;
знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет, размер;
развивает воображение, память, мышление;
помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
формирует творческие способности и артистические умения.
В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, формируются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне.
Следовательно, пальчиковые игры и упражнения –прекрасное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Они могут улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Руки – это инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не стоит ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. И только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех
В заключении: целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию крупной и мелкой моторики у детей раннего возраста способствует в целом формированию интеллектуальных способностей детей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а также способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.