Юлия Ермакова
Формирование мотивационно-личностной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мотивационно-личностной сферы дошкольников
Рекомендации по тому, как развивать детскую мотивацию.
1. Обеспечьте ребёнка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом могут помочь книги, разрезные картинки, кубики и т. д.
2. Позвольте ребёнку сделать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.
3. Давайте Вашему ребёнку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий.
Публикация «Формирование мотивационно-личностной сферы дошкольников» размещена в разделах
4. Помогайте ребёнку справляться с заданиями. Благодаря помощи ребёнок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
5. Награждайте и поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание. Но не используйте награду как способ привлечения к выполнению задания. И никогда не обещайте награду прежде, чем дадите её.
6. В удовлетворении потребностей ребёнка будьте последовательны и устанавливайте определённые ограничения.
7. Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство.
8. Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
9. Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.
Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает наличие у них мотивов к обучению и положительного отношения к школе. Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к школе, выделяют следующие:
- социальные – мотивы, основанные на понимании необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника;
- учебно-познавательные – мотивы, основанные на интересе к новым знаниям;
- оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;
- позиционные – мотивы, связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Мне купят ранец», «В школе большие дети, а в садике маленькие»);
- внешние по отношению к школе и учению («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Развитие на достаточном уровне учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияет на успешность усвоения знаний.
Позитивная мотивация к школе предполагает полноценное развитие учебно-познавательных, социальных мотивов и положительного отношения к школе.
Одним из наиболее эффективных методов развития у детей положительного отношения к школе является сказкотерапия.
Для активизации формирования устойчивой мотивации к непосредственной образовательной деятельности мы используем следующие методы:
Игровые, наглядные, словесные и практические.
Игровые методы (Дидактическая игра, подвижная игра, воображаемая ситуация: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.)
Наглядные методы (Наблюдение и т. д.)
Словесные методы (Рассказ педагога и детей, пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах из детского опыта, творческие рассказы, беседа, художественное слово.)
Практические методы Упражнение, выполнение поручений, элементарные опыты, экспериментирование (с песком, водой, бумагой, магнитом, разными предметами).
Все эти методы используются в сочетании с приё мами:
- внезапное появление объектов, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации;
- показ (способов действий, образца);
- вопросы (побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, беседа;
- проблемные ситуации.
ФГОС ДО однозначно указывает на необходимость выстраивания планомерной, систематической работы дошкольной организации с семьями для гармоничного развития детей.
Цель детского сада — сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Это не работа с семьей, а одна из новых форм – социальное партнерство! В настоящее время сложились устойчивые формы сотрудничества детского сада с семьей:
Привлечение родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности дома, способствует возникновению познавательной активности.