Светлана
Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
«Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
МБОУ Вьюковская СОШ
Суражского района Брянской области
Костяная Светлана Владимировна
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала
идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений“» размещена в разделах
переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. В новых Стандартах общего образования в качестве основного методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент – помочь формированию и развитию метапредметных умений.
Что значит метапредметные умения? Существует множество определений этого понятия. Вот одно из них : Метапредметные - освоенные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Формирование метапредметных умений на уроках возможно путём применения различных технологий и методов. Одним из эффективных методов, является исследовательское обучение, построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Оно формирует умения организовывать свою деятельность: определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, применять их на практике, взаимодействовать в группе в процессе достижения общих целей, оценивать достигнутые результаты.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Полноценная учебно-исследовательская работа может родиться на уроке, не занимает много времени учителя и охватывает большое количество обучающихся.
Например, при изучении темы «Этимология» в 6 классе ребятам можно предложить следующую исследовательскую работу :
Исследование "Биография слова".
- Мы выяснили, что у слова, как и у человека, есть семья, родственники и оно проживает целую жизнь, давайте напишем, создадим биографию слова «Родина». Работать будем в группах (6 заданий - 3 группы, а итоги нашей работы обобщим.
Мы будем работать по такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.
5. Слово "Родина" во фразеологических оборотах.
6. Слово "Родина" в текстах художественной литературы.
Под исследовательской деятельностью в школьном образовании понимают деятельность учащихся под руководством педагога, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Такая деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования :
• постановка проблемы;
• изучение теоретического материала, посвящённого данной проблеме;
• овладение методикой исследования;
• сбор материала, его анализ и обобщение;
• получение собственных выводов и их сравнение с литературными данными;
• создание конечного продукта исследования.
Первой стадией исследовательской деятельности является формирование исследовательских навыков. Для их развития необходима такая организация учебного процесса, при которой учащиеся вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
Формирование у учащихся умений и навыков исследовательской деятельности целесообразно рассматривать соответственно этапам выполнения исследовательской работы.
Этапы исследовательской работы Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося
Этап выбора темы исследования, постановка проблемы Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
Постановка целей и задач исследования Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам; знакомство с литературой (книги, архивы, библиотеки, СМИ, Интернет); умение собирать, анализировать и систематизировать новую информацию
Выбор методов исследования, планирования эксперимента Объективность, логичность и абстрактность мышления; трудолюбие и наблюдательность
Проведение исследований Умение использовать общенаучные и частнонаучные методы, оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия
Формулирование выводов Умение кратко и логично излагать мысли
Оформление отчёта и презентации исследования Умение оформлять результаты достижений, проявляя творческий подход
навыки правильного оформления работы
Защита исследовательской работы Ораторские способности, ответственность;
Умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлексировать
Исследовательское обучение «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте второго поколения: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; готовый действовать самостоятельно.
Что необходимо помнить?
Задание должно быть интересно ученику, должно увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Тема задания должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного человека.
Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами.
Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною с 5 класса. Вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки выдвижения гипотезы, сбора материала, его элементарного анализа: группировки и классификации:
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми приёмами, упражнениями и заданиями, используемыми учителями школы на уроках и направленных на развитие исследовательских компетенций обучающихся.
Система творческих проектов. Это могут быть и индивидуальные проекты: например, Подготовьте «Похвальное слово Державину – поэту и гражданину». Введите в текст «Слова» -цитаты из стихотворений поэта. Или «Птицы в творчестве Л. С. Ашеко. Составьте тест» и др.
Это может быть и коллективный проект: организуйте и проведите литературный вечер, посвящённый М. Ю. Лермонтову (7 кл.) и т. д. Темы предлагаются в учебниках.
Очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения, необходимые для исследовательской деятельности : это и умение извлекать информацию из различных источников, и составлять письменные тезисы по заданной теме, и умение подбирать цитаты, составлять таблицы, схемы.
задания интегрированного типа. Например, в учебнике для 6 класса по русскому языку Баранова, Ладыженской при изучении сравнительной степени прилагательных дается такое упражнение: «339. Какие реки, озера, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озера по глубине, города и села по величине. … Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени». Здесь предполагается при выполнении домашнего задания изучение материала по краеведению.
«Действия с обыкновенными дробями и склонение числительных» -матем. и рус. яз.
На уроках литературы не уйти от интеграции с историей: изучение биографии писателя или исторической основы литературного произведении требует опоры на определённую историческую эпоху, на информацию об исторических деятелях или событиях. Как раскрыть образ Пугачёва в повести Пушкина «Капитанская дочка» без опоры на исторический материал о Пугачёвском бунте и личности предводителя? Как показать сложность образа Печорина, не упомянув о сложной эпохе реакции в 30-40 годы 19 века в России?
создание проблемных ситуаций на уроке. В процессе такой систематической работы учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
прием «Знаю – хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.
задания «Верно–неверно». Используя прием «Верно-неверно», предлагаю ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
работа с текстом. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана по мере чтения ребята последовательно задают себе вопрос «О чем здесь говорится?». Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т. д., символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т. д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста. Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на конспект, план, граф-схему и пр. ; составление устной или письменной аннотации учебного текста с опорой на конспект; составление сводных таблиц. Для формирования метапредметных навыков использую приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Систематически на уроках русского языка и литературы использую такое средство формирования метапредметных навыков, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад, стихов, в том числе и лингвистических. Это средство в учебной практике можно тесно связать с проектной деятельностью.
Прием «Лови ошибку». Универсальный прием, активизирующий учащихся.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает лидера. Лидер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов или персонажей литературного произведения. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору или герою произведения. Доказывают свое мнение, опираясь на художественный или литературоведческий текст.
Смысловое чтение – это «изучающее чтение», цель которого максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Главные задачи смыслового чтения - поиск и осмысление информации, преобразование, оценка и интерпретация информации. Например, Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: почему, зачем, как можно объяснить и т. д. Смысловое чтение необходимо для сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Прием «Зигзаг». Например, Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
индивидуальные и групповые опережающие задания.
Работа по инструктивным карточкам. Каждому учащемуся даётся задание по описанию и проведению работу с определённым словом или частью речи.
«Угадай, о чём спросили». Вышедшему к доске ученику дают несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.
Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим метапредметные навыки на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.
Для достижения устойчивых положительных результатов применяются следующие методы формирования ключевых метапредметных компетенций :
Проблемно-ориентированная дискуссия учащихся.
Все методы и приемы проблемного обучения : проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.
Любые виды проектной деятельности, прежде всего - исследовательские и практико-ориентированные проекты. Задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках 1 урока и групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст.
организация творческих объединений учащихся;
внеклассные мероприятия различных тематических направлений и форм проведения : выставки, конкурсы, олимпиады, фестивали и т. д., подготовка программ мероприятий, выступление в качестве ведущих мероприятий, вечеров и т. д. ;
задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т. д. ;
задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
задания на упорядочение информации ;составление планов к тексту;
подготовка вопросов к тексту;
задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной и первоисточников или из учебных материалов;
подготовка докладов, сообщений по теме;
подготовка презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу;
составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т. д.
доклады и сообщения;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
обсуждения, дискуссии, диспуты;
выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
Примерные темы исследовательских проектов :
1. «А. П. Чехов в воспоминаниях современников».
2. «Л. Н. Толстой и Ясная Поляна».
3. Презентация «Красный Рог и А. К. Толстой»
4. «Композиторы, вдохновлённые произведениями поэтов-земляков»
5. «Поэты или писатели-земляки»
6. «Диалектизмы нашей местности»
7. «Генеалогическое древо слова Лес» и др.
Можно детям предложить самим придумать темы исследовательских работ.
Сферы реализации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы:
• Проектная деятельность
• Факультативы
• Олимпиады
• Конкурсы
• Научно-практические конференции
Исследовательское обучение помогает ученикам изучать, искать, анализировать, сотрудничать, адаптироваться.
В целом можно говорить о том, что в процессе подготовки учащегося необходимо формировать у него следующие исследовательские навыки :
• навык работы с первоисточниками
• навык наблюдения явлений, процессов, фактов, а также их анализ
• навык формулирования гипотезы и проведения исследования или эксперимента
• навык обобщения информации и формулирования выводов исследования
Также очень важен ещё один компонент готовности к ведению исследовательской деятельности, я считаю его одним из главных, - это психологический, который связан с формированием отношения к научно-исследовательской деятельности, творческих качеств личности школьника. Таких, как:
самостоятельность
критичность
гибкость ума
глубина мышления
широта кругозора
целенаправленность и др.
Таким образом, под исследовательскими навыками понимается системное образование личности учащихся, включающее в себя готовность к мотивированной, осознанной, интегрированной исследовательской деятельности в соответствии с поставленной целью.