Получи документы

Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению

Бабенко Ирина
Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Бабенко И. Ю.

Педагог-психолог

МДОУ №23 г. Шуя

Ивановская область

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

(Венгер Л. А.)

Какие же качества и способности помогут ребенку учиться в школе?

Публикация «Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах

Чтобы жить в постоянно изменяющемся мире, чтобы хорошо учиться ребенку необходимы такие качества, как физическое здоровье, самостоятельность, инициативность, внимательность, развитое воображение, познавательная активность, желание учиться, творческое мышление, умение создавать собственный замысел, договариваться и сотрудничать, соблюдать и устанавливать правила, управлять эмоциями и собственным поведением.

Готовность ребенка к обучению в школе в первую очередь складывается в общении со взрослыми и другими детьми, а также в разных видах детской деятельности. Для того, чтобы появилась готовность к школенеобходимо осуществлять подготовку не на занятиях, форма которых похожа на школьный урок, а на таких занятиях, где центральное место должно отводиться игре, общению, экспериментированию. Они должны быть связаны с жизнью детей, учитывать их потребности, интересы, давать возможности выразить себя различными способами, проявить инициативу и самостоятельность.

Больше пространства для развития произвольности, инициативы и самостоятельности можно предоставить ребенку в режимных моментах, свободной деятельности, игре.

Особая роль в формировании готовности к школе принадлежит игре. В игре развивается воображение и речь ребенка, он учиться общаться с другими людьми, подчиняться правилам, решает проблемные ситуации, проявляет инициативу. Важно, чтобы взрослый включался в игру детей, усложняя ее, подсказывая новые проблемные ситуации. Принять на себя роль ученика поможет игра «в школу». Поэтому так важно, чтобы у детей было многосвободного времени на игру, чтобы они «наигрались» перед школой.

В детском саду необходимо создавать условия для развития произвольности (умения управлять своим поведением, создавать свой замысел и следовать ему) : поддерживать детскую игру, разнообразную двигательную активность, обсуждать и устанавливать правила вместе с детьми, помогать детям использовать разные средства (календари, часы, схемы) – чтобы управлять своим поведением.

Как должна быть организована деятельность по формированию готовности детей к школе?

• Создание условий для эмоционального комфорта детей, развития чувства собственной ценности. Уважение потребностей и интересов детей, создание позитивного образа школы.

• Создание условий для развития субъектности, инициативности, самостоятельности ребенка.

Создание условий для социально-коммуникативного развития: развития сотрудничества, умения договариваться со сверстниками, устанавливать общие правила, помогать друг другу.

• Поддерживать идеи детей, помогая овладевать культурными средствами.

Особенности организации образовательной среды:

Утренний рефлексивный круг, где каждый ребенок может высказать свои идеи; принять участие в планировании образовательной деятельности, возможность выражать и обсуждать свои эмоции, делиться переживаниями с группой;

Пространство группы наполнено продуктами детской деятельности, календарями, картами, схемами;

Беседы с детьми о школе, чтение книг о школе; педагоги подчеркивают важный статус выпускника детского сада, создают позитивный образ школы;

Проект «Большая игра» - дети имеют возможность общения с детьми других групп, выразить себя, проявить самостоятельность, познают новое, экспериментируют, учатся соблюдать правила.

«Комната отдыха» - снятие эмоционального напряжения;

Создание личного пространства ребенка – оборудование шкафчиков для личных вещей ребенка;

Уголки уединения – место, где можно перевести дух, побыть наедине, отдохнуть какое-то время от общения;

Тренинги по психологической готовности к обучению в школе, где дети учатся взаимодействовать, прислушиваться к интересам детей, распознавать свои эмоции, разрешать конфликтные ситуации.

Ежедневно обращаться к ребенку по имени, вежливо здороваться с ним и родителями;

Предоставление разнообразных возможностей проявить свою индивидуальность в течении всего дня – рисовать, делать поделки по своему замыслу, создавать свои истории.

Личный пример взрослых детям, как общаться друг с другом вежливо и уважительно – не перебивать друг друга, использовать вежливые слова, договариваться.

Работа взрослого в зоне ближайшего развития, помогая детям устанавливать правила уважительного общения, предлагая культурные средства ведения беседы и разрешения конфликтов.

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и комфортно в детском саду необходимо создать условия для психологического комфорта и хорошего самочувствия детей в течении всего дня. Наибольший вклад в самочувствие ребенка вносят именно его отношения с семьей, педагогами и другими людьми разного возраста.

Ребенок обобщает опыт заботы о нем: с какой интонацией говорит взрослый, как к нему прикасается, как называет, видит ли когда ему грустно, помогает ли когда трудно. Огромное значение для психологического благополучия в детском саду имеет взаимоотношения в режимных моментах – переодевания, сон, еда, туалет. Важно, чтобы эти взаимоотношения, в которые включен ребенок, были теплыми, уважительными, поддерживающими. Ведь именно тот опыт, который формирует психологический ресурс, позволяющим быть более устойчивым, научиться справляться с изменениями и разнообразными трудностями в жизни.

Следует помнить, что для развития ребенка опыт переживания собственной ценности, доверия к миру, принятия и любви – основа для всего основного развития, в том числе и для становления навыков и умений.

Одно из условий создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями:

Родительские собрания: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Готовность к обучению в школе».

• Папка-передвижка «Скоро в школу».

Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе». «Кризис семи лет».

• Рубрика в социальных сетях «Как подготовить ребенка к школе».

• Консультация «Подготовка детей в семье к школе».

• Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».

Буклеты: «Игры и упражнения для детей дома», «Рекомендации родителям».

• Книга «Азбука для родителей».

Анкетирование родителей: «Моё мнение о школьной жизни ребёнка», «В чём причина трудностей»,«Готов ли ваш ребенок к школе».

• Индивидуальное консультирование родителей повопросам развития психических процессов.

Родители – значимые взрослые в жизни дошкольника. Их потенциальное влияние на детскую жизнь огромно. Ребенку будет лучше, если все взрослые, которые занимаются его воспитанием будут находиться в диалоге, а не тратить силы на борьбу и противостояние.

Литература:

1. Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. – М. : Мозаика -Синтез, 2019. – 312 с.

2. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ Т. В. Ананьева. -СПб. 2011. – 96с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Почему учиться трудно? Или что такое адаптация к школьному обучению» Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, и так и в физиологическом.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 16:31
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Бабенко Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД