Бабенко Ирина
Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Бабенко И. Ю.
Педагог-психолог
МДОУ №23 г. Шуя
Ивановская область
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
(Венгер Л. А.)
Какие же качества и способности помогут ребенку учиться в школе?
Публикация «Формирование личностной готовности ребенка к школьному обучению» размещена в разделах
Чтобы жить в постоянно изменяющемся мире, чтобы хорошо учиться ребенку необходимы такие качества, как физическое здоровье, самостоятельность, инициативность, внимательность, развитое воображение, познавательная активность, желание учиться, творческое мышление, умение создавать собственный замысел, договариваться и сотрудничать, соблюдать и устанавливать правила, управлять эмоциями и собственным поведением.
Готовность ребенка к обучению в школе в первую очередь складывается в общении со взрослыми и другими детьми, а также в разных видах детской деятельности. Для того, чтобы появилась готовность к школенеобходимо осуществлять подготовку не на занятиях, форма которых похожа на школьный урок, а на таких занятиях, где центральное место должно отводиться игре, общению, экспериментированию. Они должны быть связаны с жизнью детей, учитывать их потребности, интересы, давать возможности выразить себя различными способами, проявить инициативу и самостоятельность.
Больше пространства для развития произвольности, инициативы и самостоятельности можно предоставить ребенку в режимных моментах, свободной деятельности, игре.
Особая роль в формировании готовности к школе принадлежит игре. В игре развивается воображение и речь ребенка, он учиться общаться с другими людьми, подчиняться правилам, решает проблемные ситуации, проявляет инициативу. Важно, чтобы взрослый включался в игру детей, усложняя ее, подсказывая новые проблемные ситуации. Принять на себя роль ученика поможет игра «в школу». Поэтому так важно, чтобы у детей было многосвободного времени на игру, чтобы они «наигрались» перед школой.
В детском саду необходимо создавать условия для развития произвольности (умения управлять своим поведением, создавать свой замысел и следовать ему) : поддерживать детскую игру, разнообразную двигательную активность, обсуждать и устанавливать правила вместе с детьми, помогать детям использовать разные средства (календари, часы, схемы) – чтобы управлять своим поведением.
Как должна быть организована деятельность по формированию готовности детей к школе?
• Создание условий для эмоционального комфорта детей, развития чувства собственной ценности. Уважение потребностей и интересов детей, создание позитивного образа школы.
• Создание условий для развития субъектности, инициативности, самостоятельности ребенка.
• Создание условий для социально-коммуникативного развития: развития сотрудничества, умения договариваться со сверстниками, устанавливать общие правила, помогать друг другу.
• Поддерживать идеи детей, помогая овладевать культурными средствами.
Особенности организации образовательной среды:
Утренний рефлексивный круг, где каждый ребенок может высказать свои идеи; принять участие в планировании образовательной деятельности, возможность выражать и обсуждать свои эмоции, делиться переживаниями с группой;
Пространство группы наполнено продуктами детской деятельности, календарями, картами, схемами;
Беседы с детьми о школе, чтение книг о школе; педагоги подчеркивают важный статус выпускника детского сада, создают позитивный образ школы;
Проект «Большая игра» - дети имеют возможность общения с детьми других групп, выразить себя, проявить самостоятельность, познают новое, экспериментируют, учатся соблюдать правила.
«Комната отдыха» - снятие эмоционального напряжения;
Создание личного пространства ребенка – оборудование шкафчиков для личных вещей ребенка;
Уголки уединения – место, где можно перевести дух, побыть наедине, отдохнуть какое-то время от общения;
Тренинги по психологической готовности к обучению в школе, где дети учатся взаимодействовать, прислушиваться к интересам детей, распознавать свои эмоции, разрешать конфликтные ситуации.
Ежедневно обращаться к ребенку по имени, вежливо здороваться с ним и родителями;
Предоставление разнообразных возможностей проявить свою индивидуальность в течении всего дня – рисовать, делать поделки по своему замыслу, создавать свои истории.
Личный пример взрослых детям, как общаться друг с другом вежливо и уважительно – не перебивать друг друга, использовать вежливые слова, договариваться.
Работа взрослого в зоне ближайшего развития, помогая детям устанавливать правила уважительного общения, предлагая культурные средства ведения беседы и разрешения конфликтов.
Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и комфортно в детском саду необходимо создать условия для психологического комфорта и хорошего самочувствия детей в течении всего дня. Наибольший вклад в самочувствие ребенка вносят именно его отношения с семьей, педагогами и другими людьми разного возраста.
Ребенок обобщает опыт заботы о нем: с какой интонацией говорит взрослый, как к нему прикасается, как называет, видит ли когда ему грустно, помогает ли когда трудно. Огромное значение для психологического благополучия в детском саду имеет взаимоотношения в режимных моментах – переодевания, сон, еда, туалет. Важно, чтобы эти взаимоотношения, в которые включен ребенок, были теплыми, уважительными, поддерживающими. Ведь именно тот опыт, который формирует психологический ресурс, позволяющим быть более устойчивым, научиться справляться с изменениями и разнообразными трудностями в жизни.
Следует помнить, что для развития ребенка опыт переживания собственной ценности, доверия к миру, принятия и любви – основа для всего основного развития, в том числе и для становления навыков и умений.
Одно из условий создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями:
• Родительские собрания: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Готовность к обучению в школе».
• Папка-передвижка «Скоро в школу».
• Консультации: «Нужно ли спешить с обучением детей», «Развитие мелкой моторики рук и ее роли в подготовке детей к школе». «Кризис семи лет».
• Рубрика в социальных сетях «Как подготовить ребенка к школе».
• Консультация «Подготовка детей в семье к школе».
• Консультация «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».
• Буклеты: «Игры и упражнения для детей дома», «Рекомендации родителям».
• Книга «Азбука для родителей».
• Анкетирование родителей: «Моё мнение о школьной жизни ребёнка», «В чём причина трудностей»,«Готов ли ваш ребенок к школе».
• Индивидуальное консультирование родителей повопросам развития психических процессов.
Родители – значимые взрослые в жизни дошкольника. Их потенциальное влияние на детскую жизнь огромно. Ребенку будет лучше, если все взрослые, которые занимаются его воспитанием будут находиться в диалоге, а не тратить силы на борьбу и противостояние.
Литература:
1. Шиян О. А. Современный детский сад. Каким он должен быть. – М. : Мозаика -Синтез, 2019. – 312 с.
2. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению/ Т. В. Ананьева. -СПб. 2011. – 96с.