Анастасия Речкалова
Формирование личности дошкольника посредством советского мультиматографа
▼ Скачать + Заказать документы
Дети - это самое ценное, что есть в жизни любящих родителей. Кроме теплых родительских чувств ребенок с пеленок окружен вещным миром, в который входят и различные игрушки, и игры, и сказочные истории, в т. ч. мультипликационные. При этом родители редко задаются вопросом: насколько качественна содержательная часть, т. е. тот посыл, которые несут игрушечная продукция и современные анимационные фильмы для подрастающего поколения?
Публикация «Формирование личности дошкольника посредством советского мультиматографа» размещена в разделах
Одним из главных показателей восприятия мультфильма детьми дошкольного возраста является возможность отражения его содержания в игре. Готовность и желание ребенка «играть в мультфильм» (т. е. брать роли его героев, воспроизводить их высказывания, проигрывать события фильма и пр.) является средством и свидетельством проживания и переживания фильма, а значит, его полноценного восприятия.
В 2015 году в одном из Московских детских садов было проведено исследование, где рассматривались серии трех популярных многосерийных мультфильмов : «Winx» (серия «Неожиданное событие», «Человек-Паук» (серия «Напарники», «Винни-Пух» (серия «Винни-Пух идет в гости»).
При попытке анализа героев мультсериалов авторы столкнулись со значительными трудностями, а именно, с огромным количеством героев.
В мультфильме «Winx» шесть основных персонажей (феи, 13 злодеев и 24 монстра; всего около 158 персонажей в 104 сериях. В мультфильме «Человек-паук» около десяти героев, 23 злодея; всего около 75 персонажей в 65 сериях. В мультфильме «Винни-Пух» всего два основных персонажа, еще три — второстепенных, т. е. в общем около 5 персонажей плюс пчелы в 3 сериях.
Для каждой серии мультфильмов были выделены отдельные микросюжеты, в которых участвовали главные герои фильмов. Например, для «Winx» было выделено около 28 в каждом мультфильме.
В исследовании приняли участие 20 детей 5—6 лет. Дети были разделены на минигруппы по четыре человека в каждой группе. Им предлагалось посмотреть серию мультфильма, а после просмотра — поиграть с игрушками-персонажами из мультфильма.
1. Выбор игрушки-персонажа
Выбор главного героя фильма в качестве персонажа игры происходил далеко не всегда. Так, в играх по мотивам мультфильма «Winx» чаще всего выбирались не главные персонажи (Стелла или Блум, а монстры. Достаточно часто монстры вы ступали героями игр и после просмотра фильма «Человек-паук». Только после просмотра серии «Винни-Пух» все дети выбрали в качестве персонажа игры главных героев фильма — Винни-Пуха и Пяточка.
2. Соответствие содержания игры сюжетам фильмов
Анализ игры по мотивам серии «Winx» показал, что чаще всего девочки играют в полеты фей и в борьбу с монстрами. Игры с Человеком-Пауком также были действия, воспроизводящие лазанье Человека-Паука, драки и его борьбу с монстрами.
Во всех играх детей по мотивам данных фильмов наблюдалась общая особенность: главные, и в общем положительные, герои этих фильмов были более агрессивными и нападали первыми. Монстры при этом выступали в качестве жертв и только защищались. Игры тех же детей после просмотра мультфильма «Винни-Пух» существенно отличались. Во всех этих играх прослеживался общий сюжет, связанный с содержанием фильма. Чаще всего дети разыгрывали сцены завтрака у кролика, как Винни-Пух застрял в двери, пели песню «Кто ходит в гости по утрам» и др.
Цикл мультфильмов про Винни-Пуха получил большую популярность. Цитаты из него стали общим достоянием советских детей и взрослых. Всего в разговорную речь горожан вошла 21 цитата из фильма, половина которых приходится на фильм «Винни-Пух и день забот» (например, «И того и другого, и можно без хлеба», «Не такое это простое дело — ходить в гости! Когда мы идём, главное делать вид, что мы ничего не хотим», «И это всё потому что у кого-то слишком узкие двери…Нет! Всё потому что кто-то слишком много ест!» и др.) За этот цикл получил в 1976 году Государственную премию СССР.
При подборе мультипликационных фильмов следует обращать внимание не столько на красочность картинки, сколько на мораль, смысл данной сказки. Обращаться к мультфильму необходимо как к одному из инструментов развития и воспитания наших детей. Старые кукольные и рисованные мультфильмы, созданные в 70-80-х гг. крупнейшей в СССР студией мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», естественны, как по способу производства, так и по восприятию. Их сюжеты имеют глубокий смысл и наделены моралью. Они благоприятно влияют на формирование личности дошкольника и не нанесут вреда его психике.
На базе МБДОУ "Детский сад № 9 "Улыбка" города Димитровграда Ульяновской области" было проведено занятие, где был просмотрен мультипликационный фильм «Мама для мамонтенка».
Цель: способствовать формированию представлений о семье как об одной из наиболее значимых ценностей в человеческой жизни.
1. Подготовительный этап. Упражнение «Передай улыбку». Ребята здоровались друг с другом, "передавая улыбку" соседу.
2. Основной этап:
а) Беседа «Дорогой мой человек» (беседа о семье, подготовка к просмотру мультфильма);
б) Просмотр мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка»;
3. Разминка. Упражнение «Дружная семья». Ребята изображали обязанности каждого из членов семьи.
4. Заключительный этап. Рисунок «Моя семья».
5. Рефлексия.
Посоветуйте родителям, как выбрать полезный мультфильм для ребенка.
Совет 1. Выбирайте реалистичных героев
Совет 2. Защитите ребенка от агрессии
Совет 3. Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты
Совет 4. Воспитывайте мораль
Совет 5. Оцените мультфильм по схеме
Порекомендуйте родителям использовать схему анализа мультфильма, чтобы оценить степень его негативного влияния на дошкольника. В основе схемы – результаты психологических исследований (М. Соколова, Е. О. Смирнова, М. Голик, Е. А. Дудкина, И. М. Пивоварчик, А. Лиллард) и требования законодательства.
Схема анализа включает 11 критериев. Эти критерии затрагивают способы подачи информации (скорость смены кадра, изображение героев, спецэффекты) и отличительные особенности поведения персонажей, воспитательную и образовательную функции мультфильма.
После просмотра мультфильмов, которые родители считают «опасными», дети проявляют «нежелательное» поведение, агрессию, гиперактивность, тревожность. К «безобидным» родители отнесли, например, мультфильмы студии «Союзмультфильм». Они считают, что такие мультфильмы формируют морально-нравственную основу, показывают правильные модели поведения и в целом позитивно влияют на развитие ребенка.