Елена Деменская
Развитие личности дошкольника, как индивидуальности
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем подробнее остановиться на личностно-ориентированной технологии И. С. Якиманской, попробуем разобраться с понятием технология.
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Темочки:
Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по Роджерсу: эмпатия, т. е. сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке часто вместо термина “личностно - центрированного” образования используется термин “личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть принципиальные различия.
Но в педагогическом сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как:
«Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей»
Ведущими идеямиличностно-ориентированного обучения
(по И. С. Якимнской) считается:
-Созданная благожелательная творческая обстановка;
-Особая образовательная среда, соответствующая трё м основным требованиям:
ВАРИАТИВНОСТЬ,
ГИБКОСТЬ,
ОТКРЫТОСТЬ;
-Использование метода рефлексии, относящегося, прежде всего,
к организации мышления, для того, чтобы показать ребёнку,
как он достигал правильного решения, как вырабатывал суждения,
как шёл к выводам.
Придать занятию личностно- ориентированное направление позволяет соблюдение некоторых правил:
1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом.
2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других.
3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога.
4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные, просто каждый умеет и знает что-то лучше других)
5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих.
6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о ….»
7. Понимание воспитателем того, что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.
И. С. Якиманская утверждает, что каждый ребёнок-ученик как носитель индивидуального, личного (субъектного) опыта «. прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации»
Об авторе
Ирина Сергеевна Якиманская - доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО.
Ирина Сергеевна является автором разработки технологии системы личностно ориентированного обучения.